меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

СЕРПУХОВ сквозь столетия [часть 1]

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯ

[2] Сам себе РЕЖИССЁРШкольный музей и краеведческий кружок →  yчительская ПОДСОБКА

_____________________

к 670-летию СЕРПУХОВА [I]

Краеведческие материалы Н.И.Бруннек

при поддержке педагога дополнительного образования Л.П.Аншуковой

и учениц пятого класса Оболенской школы

Алины Алтенгоф и Карины Халимовой

_______________________

С материалами Н.И.Бруннек посетители сайта ОТКРЫТЫЙ УРОК:www.openlesson.ru могут познакомиться благодаря проекту «Вместе весело шагать…», в рамках которого две пятиклассницы Оболенской школы – Алина Алтенгоф и Карина Халимова – вызвались осуществить работу технического редактора (обработка иллюстративного материала), помогая Л.П.Аншуковой в подготовке web-публикации труда замечательного местного краеведа.

С другими примерами осуществления проекта «Вместе весело шагать…» желающие могут познакомиться в разделе «Круглый стол» ЖУРНАЛИСТОВ

Серпухов сквозь столетия

К 670-летию города

Содержание

[часть первая]

1. Введение: «Селение, обнесённое городьбой»

2. Словарик

_______________

[часть вторая]открыть в новом окне

3 (нач.). Архитектурное, торговое и промышленное становление Серпухова /илл.1-5/

________________

[часть третья]открыть в новом окне

3 (прод.).Архитектурное, торговое и промышленное становление Серпухова /илл.6-11/

4. Серпухов – уездный город Московской губернии

5. Подмосковье в годы Советской власти (1918: план проф. Б.В. Сакулина) /илл.12/

6. Население Серпухова (конец XIX в. – 1940г.)

7. Литература

_________________________________________

[ часть первая ]

.

Познай свой город,

и ты познаешь себя.

Николай Анциферов (ученый)

1. Введение: «Селение, обнесённое городьбой»

Еще в XIX веке Д.Я. Самоквасов справедливо утверждал, что «слову город в древнерусском языке соответствовало множество значений, по современным нам понятиям не имеющих ничего общего как между собой, так и с нынешним понятием о городе». По его мнению в понятии «город» в допетровской Руси соединялись представления о его ограждении (т.е. крепости) и о той местности, которая лежала внутри ее и вне ее, как заселенной, так и незаселенной, принадлежавшей данному городу.

Иначе трактует понятие город  В.И. Даль. Он определяет город как «городьба, ограда около жилья, поселения ( крепость, крепостница, укрепленное стенами место внутри селения, кремль). Селение, обнесенное городьбой». Таким образом, он сужает понятие «город» по сравнению с тем, как его трактует Д.Я.Самоквасов. «Местность вокруг укреплений, — писал Самоквасов, — была названа «осадою», вне ее посадом, слободою и проч.», но в целом обе местности составляли по-прежнему… название город».

Живописность нерегулярной планировки

Города в Русском государстве XVI-XVII веках имели изогнутые по трассировке улицы, переулки и тупики, сложные по конфигурации площади. Город легко ложился на рельеф местности, плавно входил в природу. Его доминанты – башни крепости, храмы, колокольни – расставлялись свободно и царили над низкой жилой и общественной застройкой. Дома на улицах строились с определенными промежутками – прозорами, каждому дому в жилых районах выделялся земельный участок, на котором располагались хозяйственные постройки, сады и огороды. Специальные земельные участки закреплялись за церквями и монастырями. Городу придавались пахотные и выгонные земли, всякие угодья, озера. Города ставились у водных артерий, чаще всего на возвышенности, но были и на равнинах. Их силуэты виделись издалека или неожиданно возникали при выходе из леса.

Малым  и средним городам, строившимся на Руси до XVII века, свойственны черты, которые позволили назвать их ландшафтными городами свободной планировки. Эта система предполагает соответствия расположения строящихся зданий, их комплексов, этажности (высоты) и ориентировки по естественному ландшафту – низким и высоким местам, косогорам и оврагам, предполагает связь с естественными водоемами, выделение зданий – доминант, видимых из всех точек соответствующего района города и т.д.

Города этого типа называют живописными, нерегулярными, свободными в планировке. К ним в центральной полосе России относят Старую Руссу, Смоленск, Вязьму, Гороховец, Серпухов, Вязники и другие.

Три градообразующих образца

«Образцы» построения городов в XIV-XVII вв. основывались на следующих принципах. Так, по одному принципу были построены города Каргополь на р.Онеге, Великий Устюг и Тотьма на р. Сухоне, Гороховец на р. Клязьме. На одной стороне – монастырь или слобода, а на другой сам город. На берегу создавались группы площадей с ансамблями храмов. Одни площади располагались ближе, другие – дальше от реки, благодаря чему при подъезде к городу по реке открывались сложные многоплановые композиции доминант. Включение природного элемента – реки в застройку обогащало всю систему.

Другой образец композиции – пример городов, заложенных в середине XVI в. – Свияжска и Болхова. В этих городах, расположенных на склонах гор, главные храмы были построены в центре. С двух сторон города располагались монастыри. Силуэт города получал трехчастную композицию своих доминант, которые дополнялись природными элементами – горой, реками.

Примером третьего композиционного решения служат города Елец, Орел, Вологда, Серпухов, Вязьма. Город располагался на мысу, в месте впадения малой реки в большую, на берегах обеих рек. На мысовой части строилась крепость, к ней примыкал посад, слободы. Таким образом, центром всего городского поселения становилось место  слияния рек. На высоких речных берегах возводились храмы. Как правило, их ставили ниже вершины горы и на одной горизонтали. Это создавало впечатление, что они тесно связаны с землей, как бы вырастают из нее.

Тайные выходы к воде

Неотъемлемой и главной частью города XVI-XVII вв. была крепость. Она должна была предоставлять горожанам и жителям близлежащих селений надежное укрытие в случае нападения неприятеля. Назначение крепости определяло ее местоположение, размеры в плане и высоту, а это, в свою очередь, формировало художественный облик города.

Город строился у реки или озера и имел тайные ходы к воде. Это второе необходимое требование города, которое всегда обязательно выполнялось  и  неизменно отражалось на его облике. Город должен был иметь вокруг себя пахотные и выгонные земли, достаточные для пропитания всего населения. Об этом заботились так же, как и о территории самого города. В связи с этим предусматривалось, каким будет вид на городской ансамбль с больших дистанций.

Город должен был также иметь дикие, не обжитые территории, на которых можно было заниматься рыбной ловлей, бортничеством, охотой и другими промыслами. Эти места нетронутой природы – дремучие леса и топи- специально сохранялись не только в промысловых целях, но и как дополнительное средство защиты от внезапного нападения. Человек бережно относился к природе, которая кормила и охраняла его, изменял природу незначительно, развивая на ней то, что было необходимо, Поэтому он умело вписывал свои города. Лишь иногда корректируя ее в целях улучшения обороны.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика