___________________________________
МОУ «Оболенская СОШ» Серпуховского района Московской области
Игровая форма ОПРОСА
Учитель физики
Рузаева Елена Григорьевна
7 класс // 24 человека // октябрь
.
Ученики часто испытывают некоторое затруднение при ответе у доски. На вопрос «Кто готов отвечать?» наступает гнетущая тишина. Кто-то стесняется показать перед классом свои знания, а кто-то не готов к уроку. Вот и приходится выбирать учителю.
Учебный год только начался и семиклассников я ещё не знаю – сложно менее чем за месяц понять и запомнить 24 неуловимые личности. Как найти выход? Как вызывать ребенка так, чтобы было и не обидно, и занимательно.
На память пришёл расчёт «Ай да я», который я подсмотрела на семинаре у Вячеслава Михайловича (за что ему огромное спасибо; кратко напомню условие – все рассчитываются вслух до «30», но только вместо чисел, которые или делятся на 3 или оканчиваются на 3, нужно произносить «Ай да я»; если кто ошибётся, запутается или собьётся, тот вылетает «из круга», а расчёт начинается заново и с того места в цепочке, где случилась ошибка).
Уже многократно проводя такой «расчёт-считалочку», я обратила внимание, что дети в редких случаях досчитывают до 24-27. И поначалу ошибаются даже на первом десятке счёта. А всё потому, что у них ещё нет умения настраивать себя на деловой лад.
В этом учебном году я решила использовать это своё наблюдение. И ввести такое игровое правило – кто ошибётся первым, тот будет «держать ответ».
Вначале с 7 классом пришлось потратить минутку на объяснение «игрового правила». На мой вопрос, кто сможет, не ошибаясь, досчитать до 30, поднялся лес рук.
– Это же так просто!
Тогда достаю «козырь из рукава» – все числа, заканчивающееся на 3, или делящееся на 3, нужно заменить фразой «Ай да я».
Весь класс хихикнул на выдохе:
– Ну это же так просто, ерунда! Делить на 3 умеют все!..
Предлагаю устроить пробный счет «змейкой». Первая попытка оборвалась на цифре «6»…
По рядам прошёл гул недовольства:
–Позор! Не смог сосчитать!..
Поменяв направление счета, выясняем, что самый недовольный ученик (отличник!) сам «застревает» на цифре «13».
Недовольство сменяется растерянностью и каким-то сочувствием…
В третий раз – это была последняя проба – класс уже весь во внимании. Ученики буквально «вытягиваются по струнке». Но досчитать они смогли только до «9» (напомню, что каждый кон начинается с того места, где произошёл разрыв, то есть с нового ученика; поэтому участникам всякий раз приходится произносить новые числа).
Пробные испытания закончились. Теперь тот, кто ошибётся в счёте выйдет к доске решать задачу. Счет прервался на «12». К доске вышла Лена (её вопрос «А почему я, а не он?» был снят – не мной, а самим классом – как незаконный).
Очередной кон по определению, кому выходить к доске, остановился на цифре «9»… (!)
◊◊◊◊◊
А на следующем уроке первый вопрос, который они задали, перешагнув порог моего кабинета физики:
– Как вы нас сегодня спрашивать будете? Давайте с «Ай да я»!
Теперь мне не приходится ломать голову над тем, кому же идти к доске отвечать, а кому сидеть на месте. Задание «Ай да я» стало долгожданным призом. Такой подход снял напряжение в классе и повысил мотивацию детей к выполнению домашних заданий – ведь совсем неизвестно, сможешь ли ты завтра вовремя сказать «ай да я» и не ошибиться.
Предвижу вопрос: «А как же опрос остальных детей?». Ответы с места, помощь стоящему у доски – все это тоже оценивается. За 5 уроков ещё не было ни одного повторения – к доске выходили разные дети.
Так что просьба: «А давайте в «Ай да я» поиграем» – звучит на каждом уроке.
Рузаева Елена Григорьевна
.
.
Здравствуйте уважаемая Елена Григорьевна. Очень интересный подход, но у меня к вам небольшая просьба. Пожалуйста, объясните мне что значит счет змейкой и как вы начинаете свой отсчет? Мне очень интересно, хотелось бы попробовать, но я никак не пойму. Расъясните пожалуйста более подробно. Буду очень благодарна.