ДО и ПОСЛЕ открытого урока → Учительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…
________________________________________________________________________
Из рабочих материалов научно-методического архива В.М.Букатова
Рассказы Чехова: Чуть было не пала духом
Из письма Татьяны Лилиной , учительницы русского языка и литературы (г. Красноярск)
____Недавно «режиссура урока» помогла мне утвердиться в своем учительском профессионализме. Вот как было дело.
____Месяц назад меня попросили заменить серьезно заболевшего учителя русского языка и литературы в соседней гимназии. Подумав, я согласилась вести уроки в 7-8 классах.
____Гимназия непростая, элитная (естественно, платная — со всеми вытекающими отсюда нюансами). Поэтому ровно через две недели администрация стала интересоваться, как я провожу уроки. Это все вполне, как говорится, понятно, но вот форма анализа уроков в основном сводилась к фразе: «Вы все делаете не так».
____Не скрою, обиделась: не вчера в школу пришла да и вообще… Чуть было не пала духом, но вспомнила про «режиссуру». А тут как раз открытый урок нужно давать. Я уже себе представляла, как меня будут по косточкам разбирать, но решила не сдаваться.
ВОССТАНАВЛИВАЕМ ТЕКСТ
____Урок назывался «Творческая мастерская: тайны рассказа», и проводился он после изучения Чехова в седьмом классе.
____Итак, начинается урок. Пока гости занимали места, класс (15 человек) разбивается на три команды. Посыльные получают разрезанный на части рассказ Чехова «Размазня» (без указания названия). Команды приступают к восстановлению текста.
____Ни разу за все время использования социо-игровой режиссуры я не сталкивалась с отказами учеников работать. Благодаря герменевтическим процедурам работа закипает тут же. Конечно, становится шумно. Конечно, иногда слишком активно. Но зато всегда азартно, радостно и увлеченно.
____Звенит колокольчик — окончен первый этап работы. Группы обмениваются двумя экспертами для проверки результатов. Они записывают на отдельных листочках свои заключения (не ставя отметок).
____Вновь звенит колокольчик. Теперь группы оценивают работу экспертов, используя лексику типа «корректно», «тактично» и так далее. Гимназисты достаточно успешно справляются с этим, хотя становится ясно, что хвалить на уроке друг друга им непривычно (критиковать и порицать гораздо проще!).
ПРИДУМЫВАЕМ НАЗВАНИЕ
____На следующем этапе группам предлагается придумать название рассказу и записать его на доске. Появляются версии: «80 рублей», «Гувернантка» и «Несправедливый расчет». Естественно, что каждая группа свое мнение попыталась защитить, по ходу чего выяснилось, чем тематическое название отличается от смыслового.
____Затем мы сравнили придуманные названия с чеховским. Опять возникла дискуссия: чье же название вернее отражает суть рассказа? Начали вспоминать названия других рассказов Чехова: «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник»… Завязался разговор об их лаконичности, меткости и вместе с тем многозначности.
ПРОБЫ НА БЛАГОВОСПИТАННОСТЬ
____Новый этап. На столе — наборы карточек с элементами композиции и их определениями. Команды, разложив карточки по порядку — экспозиция, завязка, кульминация, развязка и заключение, — приступили к поиску в восстановленном рассказе этих элементов.
____Несмотря на присутствие высоких гостей, во всех группках, возникали жаркие споры и принципиальные разногласия. Так что мне то и дело приходилось напоминать классу то о такте, то о выдержке, то о деликатности.
____В конце урока дискуссия развернулась вокруг личного отношения учеников к случаю, рассказанному Чеховым. Увы, надо признать, что никто из детей не захотел пожалеть гувернантку, попытаться понять причины слабости ее характера. Ученики явно одобряли тот жестокий урок, который преподал ей хозяин. И не желали замечать, что хозяин извинился за свою вынужденную жестокость. Что, выходит, ему было все же неловко. Видимо, подрастающему поколению, как и в чеховские времена, не хочется быть ни слабым, ни великодушным.
____Подводя итоги урока, я задала традиционный вопрос: «Какие же тайны рассказа мы сегодня раскрыли?» Ученики, к удовольствию гостей, наперебой начали называть элементы композиции, перечислять парадоксы в структуре текста и заглавии, раскрывать значимость сюжета для современного читателя.
____На дом ученикам было задано сочинить и записать начало «неизвестного чеховского рассказа».
АБСОЛЮТНО ВСЕ!
____Звонок с урока. Дети — довольные, возбужденные, что-то бурно обсуждающие — выходят из класса.
____А что же администрация? Что скажет про урок? Слов, оказывается, нет. Поскольку в ортодоксальную схему привычных этапов урок не втискивался, то воспользовались общими фразами одобрения: дескать, «интерактивная методика говорит сама за себя». Про себя же я подумала: «Это режиссура урока говорит сама за себя».
____Но все же без ложки дегтя председатель методобъединения обойтись не смогла. «Но я такие уроки все же не люблю!» — заключила она.
____И не надо! А я считаю, что только на таких уроках и понимаешь, что достучаться можно до каждого: все ученики становятся и умными, и способными, и все всё могут, и работать хотят абсолютно все.
перейти к содержанию подшивки «Учительские РАССКАЗЫ»
..
ДО и ПОСЛЕ открытого урока → Учительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…
.
Использование герменевтических и социо/игровых методов действительно позволяет учителю выйти из сложных ситуаций – отсутствия интереса к литературе у детей и непонимания руководства. Описанный урок продемонстрировал это. За что большое Вам Спасибо!
Однако имеются некоторые комментарии относительно проведения урока и возможных вариантов.
1) жаль, что отсутствует описание принципа разделения детей на группы. Можно предположить, что дети самостоятельно разделились на группы, которые уже существуют в классе (дети, общающиеся между собой, имеющие общие интересы). На обычных уроках (то есть не на «открытых уроках») это впоследствии может вызвать межгрупповые конфликты, препятствующие реализации социо/игровой модели урока.
Предлагаем возможные варианты: учитель может предложить детям разделиться случайным образом. Например, по второй букве того места, где они отдыхали летом (способствует сближению ребят).
2) звон колокольчика является слишком резким способом уведомления детей о переходе от первого этапа урока к следующему, что может нарушить рабочую и творческую атмосферу, в которую были вовлечены дети.
В качестве альтернативного способа перехода: Вы можете подходить к группам, узнавать, на какой стадии работы они находятся, а также предупреждать ненавязчиво, сколько времени у них осталось (как это делает В.М.Букатов).
Так как «смена всего и вся» была слабо выражена, то состав команд оказался не динамическим, а постоянным. Для того чтобы привнести элементы движения можно тихим голосом («Кто меня слышит…» – см.: http://www.openlesson.ru/?p=504 ) попросить группы встать и, стоя, продолжать обсуждение, которое постепенно (в течение 2 минут) должно завершиться.
Для соблюдения ТРЁХ «золотых правил» целесообразно переход от этапа к этапу урока осуществлять как физический переход, как перемещение из-за столов, за которыми они работали к соседним столам (по В.М.Букатову – «смена гнёзд»)
Относительно принципа «не учить» – действительно присутствует минимальное участие учителя! Это способствует активному вовлечению детей к самостоятельной работе на уроке.
Спасибо за урок! Спасибо за «педагогическое поле» для читательских размышлений.
Татьяна Олеговна Иванникова – вып. ф-та Политологии МГУ
Александр Юрьевич Иванников – вып. ф-та Политологии МГУ
Андрей Сергеевич Новиков – вып. фак-та Почвоведения МГУ
“Урок назывался «Творческая мастерская: тайны рассказа»”
“разрезанный на части рассказ Чехова «Размазня» (без указания названия). Команды приступают к восстановлению текста.”
“предлагается придумать название рассказу и записать его на доске.”
“экспозиция, завязка, кульминация, развязка и заключение, — приступили к поиску в восстановленном рассказе этих элементов”
“В конце урока дискуссия развернулась вокруг личного отношения учеников к случаю, рассказанному Чеховым.”
“«Какие же тайны рассказа мы сегодня раскрыли?» Ученики, к удовольствию гостей, наперебой начали называть элементы композиции, перечислять парадоксы в структуре текста и заглавии, раскрывать значимость сюжета для современного читателя.”
“«Но я такие уроки все же не люблю!» — заключила она.
И не надо! А я считаю, что только на таких уроках и понимаешь, что достучаться можно до каждого: все ученики становятся и умными, и способными, и все всё могут, и работать хотят абсолютно все.”
Эх, Антон Павлович, хорошо, что вы это не видите! Хотя… сюжет вполне достоин вашего рассказа…