Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → Театрально-педагогические МАСТЕРСКИЕ → Из ПРАКТИКИ современного театрального образования
[2] Сам себе РЕЖИССЁР → ПРАЗДНИКИ, УТРЕННИКИ, ОГОНЬКИ
[3] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха → Открытая ЭСТРАДА «Театра миниатюр»
________________________
ЁЛКА В ШКОЛЕ (о заботах учителя Интервью, взятое В.М.Букатовым у руководителя театрально-педагогических мастерских «Режиссура как практическая психология» А.П.ЕРШОВОЙ . . Из рабочих материалов научно-методического архива |
Рис. Евг. Двоскиной |
|
с о д е р ж а н и е
О сценарии-перечне предстоящего утренника |
||
О сценарии-перечне предстоящего утренника
В.Букатов — Александра Петровна, что важно для детского праздника?
А.Ершова — Самое важное – чтоб на мероприятии было что-то приготовленное самими детьми, лично каждым из детей. Чтобы были импровизации, неожиданности и всякий азарт. Чтобы все участвовали в чем-то, что сваливается на голову. Это необходимо для игровой атмосферы, которая и делает детский праздник праздником.
Взрослым, конечно, нужно продумать сценарий. Но какой? Не тот, где все слова расписаны и сюжет разложен по полочкам. А сценарий-перечень возможных игр, вопросов-ответов, загадок, всяких соревнований и так далее.
– А как вы относитесь к подвижным играм?
− Хорошо бы, чтоб были и они. Чинный хоровод типа “В лесу родилась елочка” дела не решает. Скучно просто походить вокруг елки, даже в карнавальном костюме.
Гораздо интереснее, чтобы одна группа выучила одни хороводные слова, вторая группа – другие, третья – третьи, а вместе получилась бы чепуха.
Без всяких разных неожиданностей детский праздник будет лишен смеха.
– Как лучше организовать в классе подготовку к празднику?
– Если речь идёт о концерте, то подготовка номеров требует от педагога специально продуманной системы: кто и как будет слушать. Когда девочка в нарядном платье садится за рояль и играет этюд, который она полгода учила в музыкальной школе, то ведь слушать-то её не слушают!
А вот чтобы слушали, нужно ситуацию как-то срежиссировать: чем-то объединить зрителей. Например, слушать фортепьянные этюды будут только те, кто встанет вокруг инструмента. Или – только те, кто сможет дотянуться до рояля, чтобы ощутить, как вибрирует инструмент. Должно быть что-то, что детям самим интересно.
– А все остальные что будут делать?
– Остальные – в другом кружке. Слушают, как кто-то, например, читает стихи.
– Учителя обычно возражают: девочка, мол, не сможет сыграть, потому что кто-то там читает Маршака; а мальчик не прочитает Маршака, потому что в другом конце зала играют на рояле.
– Это глубокое педагогическое заблуждение. По системе Станиславского, если артист сосредоточен на своей работе, то ему ничто не помешает. И если детей приучать работать для «малого круга», не претендуя на полную тишину и всеобщее внимание, довольствуясь только теми, кто тебя хочет слушать, и никого не насилуя своим робким, ученическим выступлением, – то это и значит приобщать их к театрально-исполнительской и зрительской культуре.
«Буквально два-три предложения…»
– Когда лучше начинать репетиции праздника?
– За неделю, максимум за две. Если подготовка Нового года начинается с октября или ноября, то это кошмар и ужас. После тягомотных, изнурительных репетиций детям (да и взрослым) остается только дрожать от страха, что что-то сделаешь не так.
Я говорю учителям: вы планируйте разные игры, разыгрывание по ролям заказанной из зала басенки, стишка, любимых песенок и так далее. И делайте аналогичную работу.
Последняя идея у меня такая: два человека говорят кусочек сказки (буквально два-три предложения), а следующая по кругу пара (или тройка – по обстоятельствам) этот кусочек разыгрывает. Потом следующие три говорят другой фрагмент, а три следующие разыгрывают его.
Думаю, что в большинстве случаев учителя побоятся сделать это экспромтом. У них наверняка будет заранее известно, какой ребенок что рассказывает или разыгрывает. Но этот круг непременно должен быть перемешан в любом порядке! Иначе импровизаций не будет. Иначе мы не вовлечем в эту театрально-исполнительскую работу всех детей без исключения.
−Но большинство учителей не мыслят утренник без показа отрепетированной инсценировки…
−Когда дети показывают отрепетированную сказку, это уже другая история. Где уровень импровизации, творческой смелости детей – тоже другой! Ошибиться в твердо заученном – так же страшно, как вообще на сцене ничего не делать. А если выступление вызывает у детей панику, сердцебиение и бесконечную выработку адреналина, то какой же это праздник? На празднике должно быть не страшно, а весело, и исполнительская проба должна быть азартом, игрой, радостью.
– Учителя часто спрашивают: если праздник делать как импровизацию, то когда же костюмы готовить?
– Детский праздник не сводится к костюмированной красочности. Костюмы могут быть самыми нейтральными – фартучки, платочки, шапки, перчатки, метлы, веники. Вы же знаете, какого типа сказку выбрали ребята: волшебную или бытовую, русскую или нанайскую, – вот и подберите соответствующий реквизит и приготовьте нужные детали костюмов.
Но кто из детей что наденет – фартучек или платочек – это должно быть неизвестно.
Главное, чтобы всем хватило и даже что-то осталось.
Если каждый в классе готов в любой момент напялить на голову хоть платочек, хоть еще что, то очевидно, что в классе решена куча педагогических проблем.
– А как же родители? Их участие?
– Я бы минимально приглашала родителей на такие праздники. К сожалению, очень часто родительские амбиции мешают работе. Но ведь праздник же не для родителей, чтобы они порадовались, какой у них замечательный ребенок. Праздник для того, чтобы ребенок порадовался! А родители пусть купят гостинцы и помогут подготовить те элементы костюма и реквизита, которые были оговорены заранее.
Гораздо интереснее и ценнее, если родителям придется потом расспрашивать ребенка, а ребенку – рассказывать и о том, что было на празднике, и о себе, и о других. Вместо того чтобы выслушивать: «Что же ты ногой топнул не там?» или «Почему та девочка выходила первая, а ты вторая?».
– А в чём специфика подростковых праздников?
– Где-то класса с седьмого начинается совсем другая история. Семиклассники – это люди, которые уже пробиваются во взрослую жизнь, они уже ощущают, пардон, свое тело, и делать из них маленьких дурачков-клоунов нельзя.
Ёлки для семиклассников я предпочла бы делать сугубо лирическими: балы, «огоньки», стихи, романсы… Ну и, конечно, игры. Любые: и подвижные, и взрослые, и детские. Хорошо бы – фольклорные, с игровыми “поцелуйчиками”.
– Обычно ёлка – это всегда Дед Мороз, а значит – сценарий: как вызвать Деда Мороза со Снегурочкой, как зажечь ёлку, как раздать подарки…
– Да, к сожалению, в школьных условиях варианты появления Деда Мороза не слишком разнообразны – он выходит либо со сцены, либо из задней двери зала. Мало кто может спустить его с потолка или спрятать под елку. Но тут, чем больше изобретательности, тем лучше. Например, стук в окно – открывают створку, и оттуда в клубах пара вваливается Дед Мороз!
– А вообще Деды Морозы нужны?
– До 6–7 класса дети где-то там, на задворках сознания, еще верят в Деда Мороза, пусть не по-настоящему, но они готовы в него играть. Семиклассникам же хорошо бы самим побывать Дедами Морозами. Можно заранее предупреждать: мол, от вашего класса надо приготовить выступление Деда Мороза, Снегурочки, Бабы Яги…
– И подростки тут же начнут готовиться, подыскивать текст?..
– Нет, не надо подыскивать. Надо, чтобы они сочинили. Но сочинили не столько текст, сколько загадки, каверзные вопросы, задания.
Каждый класс придумывает свои конкурсы, свои призы. По-моему, это самое оно, когда никто не знает, кто выступит, что скажет.
Как только все становится заранее известно, то появляется запашок профессионального театра. А детские усилия не равнозначны этому. Для талантливого ребенка сказать четыре раза один и тот же текст – смертельно. Надо иметь достаточно серьезную подготовку, чтобы не увязнуть в кривлянии или актерских штампах.
О театральной безвкусице учителей
– А что делать с учителями? Ведь они, начиная с воспитателей детского сада, за два месяца до праздника носятся с этими сценариями, передают их из рук в руки…
– Да, да. Это ужасное горе. Это мешает детям и взрослым проявлять естественный театрально-художественный вкус, приучает их считать праздником это квазитворчество, эти лживые представления, где у детей больше страха сделать что-то не так, чем радости.
А праздники в некоторых детских садах – это вообще сплошное горе луковое. Администрация и родители, не сговариваясь, твердят: «Спектакль получился хороший, мне было так смешно!» Конечно, когда ребенок играет жука и говорит басистым голосом, да еще и картавит, то взрослые в умилении. А устроители всего этого – то ли издеваются над ребенком, то ли демонстрируют его?
И вот эта демонстрация, это театральное безвкусие идёт уже в общественном масштабе. Но, к сожалению, против лома нет приема. И администрация по-прежнему считает, что когда все делается для детей и детскими руками, то это не праздник, потому что это никому нельзя показать. Да никому и не надо показывать! Не для взрослых дяденек и тётенек сделано!
−Всегда ли показ детьми учительских инсценировок вреден?
Как только идет показ, так сразу идет показуха. Показуха и ребенок – разве это хорошее сочетание? Но, увы, стыдно им (администрации) не становится, потому что их так воспитали, у них такое представление о дурном и хорошем. Это результат долгой работы. Остается смотреть на это с грустью…
Готовность учителя к импровизациям учеников
– У вас есть несколько классов начальной школы, которые вы курируете. Они что-то будут ставить к Новому году?
– Да. Один класс будет делать кукольный спектакль. Мы договорились, что это будет импровизация – разные соревнования разных зверей. Например, зайцев – по бегу.
− Что дети будут делать на ёлке до показа этой импровизации?
Они будут кидать мяч, прыгать в высоту. А потом им достанется билетик: что они должны сделать в новогоднюю ночь – проскакать, пробежать или еще что.
− Принимают ли родители участие в подготовке к утреннику?
Родители купили кукол – медведей, зайцев, лисиц, и вот этими группами они и будут выступать. У них в расписании есть «час театра». Поэтому они на этих уроках во всех ролях побывают.
Это не репетиции новогоднего представления – просто они на каждом уроке начинают импровизировать, варьировать. Ведь можно медведя и зайца соединить – и будет одна история. А можно всех медведей соединить – и будет совершенно другая. Там учительница, которая готова к этим импровизациям.
− А как курируемая вами учительница обеспечит разнообразие игровых заданий?
− Мы уже договорились, что на новогоднем празднике будет выбор самых разных и неожиданных соревнований. Например, медведи будут соревноваться в музыкальном искусстве. И зал им может заказывать: пойте песни! И медведи будут петь песни. Естественно, какая-то песенка для медведей приготовлена (домашняя заготовка), но во-первых, только одна, а во-вторых, кто будет медведем на празднике – никто не знает…
А в другом классе будут разыгрываться сказки: что одни рассказали, то другие сыграли. «Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная». Можно же эту историю сыграть? Мы рассказали – вы сыграли. И если по кругу крутить, то уже ты рассказываешь, а я играю.
И мне осталось только добиться от тамошних учительниц смелости на это пойти. То есть решиться действовать без оглядки на родителей и администрацию. Поэтому, я им говорю, что в крайнем случае можно сослаться на мой авторитет: мол, специалист по детской театральной педагогике так требует. Пусть ссылаются, лишь бы им было спокойнее, лишь бы они увереннее следовали моим советам, связанным со столь для них непривычным проведением новогоднего утренника.
.
Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → Театрально-педагогические МАСТЕРСКИЕ → Из ПРАКТИКИ современного театрального образования
[2] Сам себе РЕЖИССЁР → ПРАЗДНИКИ, УТРЕННИКИ, ОГОНЬКИ
[3] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха → Открытая ЭСТРАДА «Театра миниатюр»
___________________________________
Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»
Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался вам полезным для своей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить собеседников. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…
ВячеславБукатов
Огромная благодарность неутомимой Александре Петровне за её воображение, смелость, желание экспериментировать и,главное,- ломать стереотипы.
У меня в этом году шестиклассники. Во-первых, попробую что-то из сказанного взять на вооружение. А во-вторых, поделюсь к уже сказанному МАСТЕРОМ несколькими рецептами подмастерья.
Три команды класса готовят не только концерт, но и Новогодний стол друг для друга. Это не просто стол, чтобы есть на празднике. Это заранее обговорённое меню: канапе, пирожное, фрукты, напитки.
Каждый стол должен быть представлен и обыгран,т.е. “подан на блюде”. Концертная программа так или иначе должна быть “в теме стола”. Игры, предлагаемые командой, – тоже.
А ещё мы заблаговременно начали игру “Тайный друг”. Так вот окончательный подарок предмету ухаживаний – как заключительный аккорд к тематике стола и всей новогодней программе.
Что из этих затей получится – посмотрим!
Всем – СЧАСТЛИВОГО НОВОГО ГОДА!!!!!!!!