Сам себе РЕЖИССЁР → МАТЕМАТИКА
Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → «Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК
Серпуховский район Московской области ТРАВИНА Ольга Павловна Контрольная=ЛЕТУЧКА Геометрия // 8 кл // тема: «Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике» // |
…с н е ж к и в клеточку…
В начале урока всем ученикам было предложено на отдельных листках построить прямоугольный треугольник, отметить прямой угол, выделить гипотенузу, обозначить буквой β какой-нибудь острый угол.
С этим заданием все справились быстро. Тогда я предложила сделать из этих листиков «снежки» и… поиграть «в снежки».
Поясню, что я уже раньше применяла этот приём на уроке в другом классе (см. «Алгебра со СНЕЖКАМИ»). Было очень весело! И в этом классе после некоторого недоумения все стали весело атаковывать друг друга, забрасывая бумажными комочками.
Играли минуты две…
…с л у х а ч и…
Затем по моему сигналу все собрались на свободной территории класса и встали, образовав кружок. По считалочке выбрали водящего. И отправили его на несколько минут за дверь.
С остальными мы шёпотом повторили теорему Пифагора. Затем каждое слово этой теоремы распределили между стоящими. В теореме восемь слов, а стояло 13 человек. Поэтому нескольким восьмиклассникам досталось по одинаковому слову.
Договорились, что когда водящий вернётся, все одновременно и безостановочно начнут произносить своё слово. Водящему же нужно будет понять, о чем идёт речь (см. «Слухачи»).
Позвали водящего и начали бормотать. Получилась такая какофония! Некоторые не выдержали и рассмеялись…
Было и в самом деле смешно! Но водящий попался настоящий «слухач»! Он смог всё расслышать. И правильно повторить. Тем самым ещё раз напомнив классу текст теоремы Пифагора! На всё это ушло минут пять.
…с т р о и т е л и…
И тут я предложила построиться в виде прямоугольного треугольника. Вспомнили египетский треугольник, то есть треугольник со сторонами 3, 4 и 5. Водящий начал заниматься построением (см. «Строители»).
Получилось, но один человек остался лишним. Ему нашлось очень оригинальное дело – он стал «меткой», переходил из одного острого угла в другой.
Когда он посещал какой-либо из острых углов, ведущий произносил:
– Прилежащий катет, поднимите руки.
– Противолежащий катет, присядьте.
И т.д.
Так делалось по нескольку раз и в быстром темпе. Очень часто кто-нибудь ошибался. Тогда его соседи поправляли.
Потом треугольник перестроили, то есть ученики встали на новые места. И тогда придумали новые – противоположные – задания. Теперь махали руками то один то другой «катет», а «метка» бегала то в прилежащий угол, то в противолежащий. Затем мы вспомнили и определение косинуса.
…индивидуально-групповые « с у д е й с т в а »…
На последнем этапе задания у нас образовалось три группы: гипотенуза, катет прил., катет против. Водящий и «метка» присоединились к «катетам». Предложила всем восьмиклассникам поднять по «снежку» и сесть своими группками.
Дальше все задания передавались через посыльных. За каждым последующим заданием приходил новый посыльный.
- Проверить на всех листках правильность выполнения задания. Если нужно – то исправить [напомню: построить прямоугольный треугольник, отметить прямой угол, выделить гипотенузу, обозначить буквой β какой-нибудь острый угол]
- Найти в учебнике п.67. Отметить на листках катет, который необходим для вычисления синуса угла β, выделенного в треугольнике
- Перейти в соседнюю группу и проверить правильность выполнения задания
- Выбрать один из листков и на нём вычислить синус угла β
- Перейти в соседнюю группу и проверить правильность выполнения задания
…«к кому угодно» за п о м о щ ь ю…
Затем опять перебрасывались новыми «снежками»! Потом каждый поднял листок и выполнил на нём следующее задание:
- Построить прямоугольный треугольник, отметить острый угол и посчитать тангенс этого угла.
Здесь я предложила подойти к кому угодно, чтобы проконсультироваться или попросить помощи. Некоторые подошли ко мне (ну и хорошо, вместе разобрались). В результате задание выполнялось коллективно: все друг у друга всё проверили.
…индивидуальная «контрольная=Л Е Т У Ч К А»…
Следующее задание:
- Листок подписать. Построить прямоугольный треугольник, отметить острый угол, вычислить синус и тангенс этого угла. При готовности листок положить на отдельный стол.
Три человека выполнили задание очень быстро. Эти работы я и они проверили вместе.
А потом эти трое восьмиклассников проверяли работы уже всех остальных.
Вот так прошёл наш «нескучный» урок!
PS: на уроке не было фотоаппарата, фотки сделаны уже потом — О.Т.
Сам себе РЕЖИССЁР → МАТЕМАТИКА
Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → «Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК