Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ (большой «круглый стол»)
Разбор ПОЛЁТОВ → Рассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…
. Анна Игоревна ЯКОВЛЕВА Тема ГРИБЫ с «волшебной эстафетой» на уроке развития из «курса по выбору» для шестиклассников из четырёх классов с о д е р ж а н и е 1. С места в карьер п р и л о ж е н и я №1 План урока |
Невыдуманный рассказ студентки о том, как проходила подготовка её социо/игрового «дебюта», что из запланированного получилось и что нет, о своих профессиональных огорчениях и радостях, и о перспективах будущей профессии хохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохох |
1. С места в карьер
По горячим следам свежих впечатлений
Это мысли и размышления. И они порою слегка беспорядочные и сумбурные, зато какие свежие, можно сказать, сегодняшние!
С прошлой пятницы мои ночи проходили без сна. А всё потому, что именно по ночам меня распирало придумывать и придумывать урок.
Поясню ситуацию в подробностях. Сейчас я как раз прохожу практику в школе от педфака (как потенциальный учитель биологии, и ещё параллельно там работаю педагогом-организатором вот уже почти месяц). И вот как раз в этот четверг, 13.11.14, у меня планировался первый полностью самостоятельный урок. Тема для подготовки была мне объявлена чуть ли не месяц назад, но я всё не знала, как же и в каком виде мне его провести.
И вот в конце октября я зашла на сайт ФПО, чтобы посмотреть, какие интересные курсы я ещё могла бы успеть пройти в этом семестре, и наткнулась на «Режиссуру урока»… Которая как раз должна была начаться в ближайшую пятницу! «Что за зверь такой?» – подумала я и пошла гуглить.
Разумеется, гугл вывел меня на сайт «Открытого урока», где я благополучно проторчала все ноябрьские праздники. От предлагаемых необычных способов проведения урока я сразу пришла в восторг и поняла, что просто обязана посетить этот курс, дабы научиться, как и что надо делать. Поясню: до этого из моей школьной практики я в основном извлекала мораль, как НЕ надо делать.
Моя практика заключалась по большей части в наблюдении за проведением уроков моей учительницы биологии (а она-то учила ещё мою маму! какой, казалось бы, авторитет!). И на этих уроках клонило в сон даже меня, заинтересованную биологией и всегда готовую с радостью слушать и запоминать. Но степень тоски на уроке и вправду зашкаливала…
К тому же это вечное «Закрыли рты!» меня бесило ещё во времена моего обучения в школе. Грубо и некрасиво. Хотя дети, конечно, тоже не сахар и ведут себя неподобающим образом. Но это уже совсем другая история.
Вернёмся же к тому, что курс «режиссуры урока» меня сильно заинтересовал. Я прочитала множество впечатлений и рассказов студентов о нём, и моё желание возросло в разы. Придя на занятие заранее, я с нетерпением ждала, что же сейчас будет. Ну неужели мы и вправду будем двигать парты?! Тогда я могла в это поверить с трудом.
Не стану в подробностях описывать всё происходившее и свои от этого ощущения, здесь я вряд ли поведаю что-нибудь новое, но я очень впечатлилась. В ту пятницу, после занятий, по дороге домой я чувствовала себя самым счастливым человеком на Земле. Хотя в универе я в тот день и провела более двенадцати часов, никакой усталости не чувствовалось. Напротив, была полна сил и решимости.
(Моё безмерное счастье потом уже дома ещё добило сообщение о том, что на карту мне пришла моя первая зарплата! Для меня это подтверждало, что я стала полноценным членом педагогического коллектива своей школы!)
У меня уже не оставалось сомнений, что свой дебютный урок я проведу в социо/игровом стиле. На тот момент самым сильным моим желанием стало – придумать урок биологии для 6 класса. По указанной в программе теме «Грибы».
Оставалось только придумать, как это осуществить. Ведь одно дело знать приёмы, а другое – найти им конкретное применение на практике. Казалось бы, бесконечный простор для фантазии, но всё же надо укладываться в какие-то рамки?
В первую ночь озарение ко мне не пришло. Тогда я ещё почитала разных статей по этой теме. Но так и не решила для себя, как всю эту методику применить к решению именно моей задачи – уроку по конкретной и достаточно важной теме.
Все социо/игровые приёмы, конечно, замечательны, но как ими воспользоваться? И вот на следующую ночь (вдохновение всегда приходит в самые неожиданные моменты) около половины второго меня вдруг осенило. «Всё равно не спится», – подумала я и села за ноут записывать свои «жалкие» мысли по поводу урока. Как начать?.. – что дальше?.. – куда приплести малые группы?.. – а как же на них разбиваться?.. Тут-то вдохновение как рекой и понесло!
В общем, в вордовском документе я излагала всё, что лезет в голову. Толковое и бестолковое. А потом сама же с собой и спорила, и соглашалась, и что-то по ходу дела исправляла. В общем, нехилый такой внутренний разговорчик Меня и Меня получился.
В итоге я, конечно, не дошла до окончательного варианта хотя бы потому, что дело происходило на даче, и у меня не было интернета, чтобы подобрать подходящие материалы по предмету. (А с их поиском потом я ещё ой как намучилась! Интернет вообще оказался в этом плане таким ущербным для моих нужд.)
По самой форме урока у меня тоже оставалась ещё куча неразрешенных вопросов, как, что и за чем именно следует? И как всё будет складываться в единую картину? Но лечь спать под утро всё-таки пришлось, хотя проснувшись на следующий день, я продолжила приводить в порядок своё планирование времени, формы и содержания своего урока. (Если есть желание ознакомиться с записками сумасшедшего, приложу свои ночные размышления отдельным файлом).
Только к воскресному вечеру мой план урока был готов и поминутно расписан. Я продумала всякие мелочи с разбиением на команды, передачей «волшебной швабры» и прочее.
Оставалось только найти тексты про грибы и картинки. Как я уже упомянула выше, здесь меня ждало полное разочарование во всемогуществе всемирной паутины. Все найденные мною тексты про грибы были изложены чрезмерно научным и скупым языком. И никаких описаний, которые могли бы привлечь внимание своей красотой и гармоничностью.
И в школьных учебниках ведь тексты тоже не лучше! И как по такому материалу учиться? (собственно, этот вопрос интересовал меня ещё во время моего обучения в средних классах). В общем, с горем пополам я изложила эти тексты «нормальным языком». И даже узнала для себя, биолога, о грибах много новенького.
Следующая проблема возникла в тот момент, когда я поняла, что моя бывшая учительница биологии, конечно же, захочет поприсутствовать на уроке. И придёт смотреть, как и что я делаю. А это такой консерватор…
Тогда я попробовала подогнать свой урок под что-то более-менее традиционно воспринимаемое. Но потом решила, что будь что будет. И я останусь стоять на своём во что бы то ни стало. И принялась за шлифовку…
Прошло ещё несколько дней, занятых непрерывной корректировкой планов. И вот, наконец, наступил канун моего урока. Это, пожалуй, была самая бессонная ночь из всех предыдущих. Прямо как перед экзаменом, когда списать или попасть к доброму экзаменатору шансов нет.
Не то чтобы я боялась детей, просто я большой нелюбитель публичных выступлений. А тут почти 25 человек и целых 45 минут будут на меня смотреть…
Успокаивало меня только то, что за счет социо/игровой работы они друг другом заняты будут больше, чем мной. Но вдруг что-то не получится? Вдруг всё пойдет не так? Или моя учительница вообще сразу встанет и начнёт выступать против «этого балагана»? Каких сомнений у меня только не было…
Но вот настал урок, к которому я действительно очень серьезно подготовилась. Всё началось с переклички и одновременного деления на команды. Каждый, кого я называла, должен был подходить ко мне и вытаскивать из шапки фишку-наклейку.
Данный этап урока прошёл благополучно, и мои детки успешно расселись за столы. Всего получилось 5 команд по 4-5 человек. Все команды – кроме одной – сами догадались развернуть свои стулья к центру стола, дабы образовать единое пространство для работы и обсуждений.
Названия придумали быстро. Посыльные прибежали и получили задания – по небольшому тексту про какой-либо род грибов. Из текста надо было выписать около пяти особенностей. Да таких, чтобы другая команда смогла по этим фактам потом отгадать, что им досталось.
И вроде всё шло как по маслу. Минут пять дети помозговали. И когда я им сообщила, что время вышло, все упорно пытались сдать эти листочки мне (вот она – сила привычки «парной педагогики»!). Причём это повторялось не один раз. При каждом новом сделанном задании несколько человек настойчиво бежали ко мне сдавать сделанное. Что создавало ещё большую суматоху, которая и без того царила в классе.
Интересно то, что этот урок проходил не просто в классе, где все дети знакомы друг с другом, а в смеси из четырех шестых классов (у нас в школе это называется «курс по выбору» или «час на развитие» – сверх обязательной общей для всех программы, один урок в неделю дети вправе выбрать по естественнонаучной, математической или языковой направленности). И вот во время выполнения уже первого задания две самые активные группы даже познакомились друг с другом (и мальчики, и девочки) и наконец выяснили, как же кого зовут. Вдумайтесь! Они ведь уже два месяца учатся таким составом (пусть даже только один урок в неделю, но всё же!) – и до сих пор не были знакомы.
Порадовалась, что хоть какая-то польза от моего урока для кого-то уже появилась.
Итак, дети успешно перешли за стол соседних команд. Начали угадывать. Тут сразу возникло множество вопросов. Где и что писать, кому отдавать и прочее – в общем, ужасный балаган, с которым разобраться было довольно трудно.
Шум никак не хотел смолкать. И тут я вспомнила о приёме «Кто меня слышит…» и решила попробовать…
Но успехом данная игра почему-то не увенчалась. Даже те, кто слышал, что я говорю, то ли не понимали, зачем и что делать, то ли просто не хотели (один мальчик вообще сидел насупившись и не обращал на меня никакого внимания).
Для того, чтобы меня услышали, мне всё же пришлось довольно громко сказать «Встали!». Счастливое мгновенье тишины. Как жаль, что длилось оно так недолго. Потому что началось обсуждение «по эстафете» с передачей «волшебной швабры» очередному говорящему.
Не знаю, было ли дело в текстах, которые я так тщательно подбирала, или в неумении детей улавливать главное. Но они такого понаписали об особенностях грибов!.. А понаотгадывали ещё круче…
К такому развитию событий я была не совсем готова. А ученики оказались не готовы совместно работать всем классом и слушать своих товарищей. В лучшем случае слушала только та команда, которая загадала свой гриб. И то не всегда.
Тут начался настоящий дурдом… Так и хотелось откровенно закричать: «Дети, услышьте же меня!». Но это было бы не в стиле мною задуманного урока…
Глядя на моё учительское отчаяние, одна девочка, сидящая за первой партой, сочувственно сказала «Да-а-а, это сложно…».
В общем, на этом этапе случился провал довольно большой «содержательной части урока». И я с трудом выстроила им простейшую классификацию пройденных грибов, с которой было связано следующее задание. Надо было по рисунку определить, к какой группе по классификации относится изображенный гриб. А потом перейти в другую команду. Там проверить их работу и обсудить.
Здесь снова, конечно же, начался балаган. Но всё бы ничего, если бы через секунду после итогового «Время вышло» не прозвенел предательский звонок!
Такое чувство, что школьный звонок на детей он действует как удар молнии. Половина вскочила и побежала на свои изначальные места – собираться. Самостоятельно утихомирить детей теперь мне уже не удалось. Но как раз в этот момент в класс вошла их и моя учительница (!)…
В общем, я успела назвать правильные ответы. Только меня уже почти никто не слушал…
Попрощались и разошлись. Урок закончился, но чего-то мне не хватило…
В целом, урок прошёл не так уж и плохо, как я боялась. Первым и самым большим для себя достижением я могу отметить отсутствие у себя неловкости и волнения. Их как рукой сняло уже через пять минут после начала урока (что для меня явление довольно редкое).
Ужасно я боялась, что в присутствии своей учительницы я сама буду чувствовать себя как ученик. Но она разумно села за последнюю парту и занималась своими делами. А потом тихо покинула класс, стараясь меня не смущать, за что ей огромная благодарность. После урока она даже похвалила мою содержательную часть. И отметила отсутствие опыта в поддержании дисциплины, “из-за которой на одном из этапов урок потерялся”.
Теперь о «плюсах». Конечно, как я уже отмечала, меня порадовала ситуация знакомства школьников друг с другом внутри групп. Менять «состав групп» у меня, увы, не было ни времени, ни условий. Хотя некоторая социализация у детей на уроке всё же происходила. Некоторые ученики общались очень активно, но, к сожалению, не все по теме урока.
И тут я вспомнила, что в самом начале размышлений над этим уроком я поставила цель и несколько задач, которые сейчас с ужасом и удивлением прочла, и вот как они звучали в своём первоначальном варианте:
Цель: проверить гипотезу о возможности проведения урока биологии в рамках курса по выбору в социо/игровом стиле и как-нибудь при этом оценить усвоение хоть чего-то (это мы узнаем в следующей серии, как говорится). Когда-нибудь доказать эффективность и целесообразность (или же опровергнуть эту гипотезу)
Задачи учебно-воспитательные:
1) научить детей общаться друг с другом в рамках урока;
2) работать в группах и оценивать работу других;
3) дать некое представление о грибах, их разнообразии, строении и роли в мире;
4) разнообразить скучное сидение за партой;
Знаете, если присмотреться, то все задачи, которые я ставила перед собою, хоть чуть-чуть, но вообще-то я выполнила! До того как я сейчас перечитала эти задачи, я даже и не думала, что свой урок можно считать хоть немножко успешным (и даже собиралась уйти в глубочайшую печаль педагогических раздумий о том, что всё оказалось совсем не так, – но мне, к счастью, мои же формулировки не дали этого сделать).
Возможно, моя «не-очень-успешность» была ещё связана с тем, что я только-только успела познакомиться с новой методикой. И сразу взялась, до конца во всём не разобравшись, двигать её в практику. Делать вывод об эффективности и целесообразности мне, пожалуй, пока рановато, но то, что я это испробовала, уже большой успех. И начало моей педагогической карьеры – положено.
Раз уж я тут изливаю душу, то похвастаюсь своим успехом в плане создания непринужденности на коллегиальном совете (собрании школьного самоуправления – по 2-3 человека от класса), который проходил в этот же день на перемене. Там я тоже впервые выступала в одиночестве (из учителей никого не было). Помня о «режиссуре урока» я вместо того, чтобы в актовом зале расставлять стулья для всех собравшихся, предложила расстилать… маты! (иногда в актовом зале у нас проходят занятия по ритмике, поэтому они аккуратненько лежали в уголочке).
Поначалу с опаской и неохотой некоторые дети согласились на мое предложение расположиться полукругом на ковриках – дабы было лучше слышно. Вскоре туда перебрались ВСЕ пришедшие. А опаздывающие уже совсем безоговорочно принимали правила игры. Получилось очень приятное общение в очень уютной обстановке. И хотя сообщала я им того же рода информацию, что и в прошлые разы, но вышло всё совершенно по-иному и с обратной связью.
P.S. Вячеслав Михайлович, спасибо за открытие для меня нового и интересного на Вашем сайте и в рамках Вашего курса!
С уважением, Яковлева Анна Игоревна
хохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохох
2. Разбор забега
Спустя две недели
И снова здравствуйте. Через две недели, возвращаюсь к разбору моего урока (не думайте, что я забыла о вашей просьбе вернуться к рассказу-анализу, просто вдохновения не было). Но как я и предполагала, чем позже, тем сложнее всё описывать, анализировать, пояснять. (Не зря я тогда делилась впечатлениями сразу.) Прилагаю тексты «раздаточного материала» и иллюстрации, использованные на уроке (см. приложения). Исходный «краткий» и почти поминутный (чего делать явно не следовало) план урока тоже прилагаю (ну и мою фотографию до кучи, как Вы просили).
Конечно, излагать так красочно и многословно уже не получится, но всё же к сказанному добавлю некоторые комментарии и наблюдения.
Сейчас, проанализировав ситуацию, я могу точно сказать, что мои тексты были интересными только мне (как биологу), а не моим бедным детям-шестиклассникам. У меня вышла несостыковка интересов. Их интерес – пообщаться с друзьями. И они на том уроке его удовлетворили. А вот мой, состоявший в узнавании чего-то нового и полезного, – сомнительно. Да и собственно, с какой стати они должны были подстраиваться под мои интересы? Задачу же сделать эти интересы нашими общими – мне выполнить, похоже, не удалось.
Признаю также свою ошибку в том, что разным группам были даны разные тексты. Ведь так хотелось охватить как можно больший объём интересного (увы, только для меня) материала! Вот эта излишняя академичность и подпортила нам всё игровое планирование, в котором не хватило живости, неподдельного интереса и увлечения происходящем.
С задуманной мною классификацией вышло то же самое. Во-первых, многие дети так и не узнали, какие грибы достались их соседям (поскольку со внимательным слушанием соседей у нас была беда). А во-вторых, им эта классификация была опять же неинтересна, а потому с их точки зрения бессмысленна. То есть налицо перегрузка урока новой информацией.
Теперь про задание с картинками: суть была в том, чтобы, руководствуясь мною сообщённой (с трудом) классификацией, подписать каждую картинку, к какой группе грибов относится изображённый представитель. А на другой стороне листа нарисовать представителя недостающей группы (с этим рисованием как я потом посмотрела, некоторые дети, конечно, поразвлекались от души, а другие накосячили).
Для рисования была выбрана, конечно же, самая известная всем группа – шляпочные грибы. Тут и простор для фантазии у одних, и бытовое представление об этом у других. В результате некоторые ученики нарисовали мне целые поляны (ведь условие – чтоб каждый из группы «приложил свою руку» к рисунку; правда, отдельные ученики это условие упорно не выполняли). А вот новоизученных деталей на рисунках учеников совсем не оказалось. Грибы выглядели типичным для детсадовских рисунков.
Одна группа (видимо та, кому достался текст про мухомор) попыталась изобразить его «частное» и «общее» покрывала. Но описание они поняли, увы, не так, а времени на исправление нам не хватило. Вот и остались дети со своими недопонятыми рисунками. Которые в итоге побросали на мой стол и убежали.
Прихожу к выводу, что всё-таки я, пожалуй, упорно пыталась подогнать игровой урок под учебные стандарты. Даже решив отказаться от своих разъяснений детям «учебных целей», полностью уйти от традиционно спланированного урока мне всё-таки не удалось (и как от этого избавиться, мне пока непонятно).
хохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохох
№1. План урока
_____ | Задание _____________________________________________ |
Форма выполнения |
Примерное время, мин ______________ |
1 | Знакомство, проверка присутствующих по списку | традиционно | 3 |
2 | Распределение на команды (случайное), получение задания | по цвету фишек | 5 |
3 | Выполнение задания, включающее чтение текста, выделение главных признаков гриба | в группах по 4-5 человек | 5 |
4 | Переход в другую команду, обсуждение и угадывание объекта, которому присущи признаки | в группах по 4-5 человек, в другом месте | 3 |
5 | Зачитывание признаков другой команды и своего предположения, согласие-несогласие класса, обсуждение других признаков, передача “волшебной палочки” (швабры) от команды к команде | вслух весь класс, эстафета | 15 |
6 | По полученным знаниям формирование классификации грибов | моё объяснение, работа с классом | 5 |
7 | Раздача одинаковых картинок с грибами, определение принадлежности к разным грибным группам, нарисовать и подписать недостающий | в группах по 4-5 человек | 3 |
8 | Проверка работы другой группой, дискуссия | в группах по 4-5 человек | 2 |
9 | Установление истины в случае разногласий, дискуссия | весь класс | 3 |
10 | Выводы | я |
хохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохох
№2. Раздаточные материалы
Пеницилл
Род микроскопических грибов пеницилл часто встречается в природе. Виды пенициллов широко встречаются в почве в виде плесеней, преимущественно голубо-зеленоватого цвета; могут развиваться на различных пищевых продуктах.
Его грибница (мицелий) – имеет вид бесцветных или окрашенных разветвленных нитей, пронизывающих субстрат. От мицелия отходят большие и маленькие приподнимающиеся веточки, которые по форме напоминают кисточки, именно поэтому пеницилл часто называют кистевик. Эти кистевидные разветвления оканчиваются цепочками окрашенных спор, скопление которых и обуславливает окраску плесневого налета. Эти споры пеницилл использует для размножения.
Известно множество видов пенициллов, некоторые играют очень важную роль в жизни человека.
Например, пенициллы используются для приготовления сыров (швейцарские сыры, рокфор) определяя их вкус и аромат. Французский сыр рокфор имеет неповторимый пикантный вкус, а по виду рыхлый, с голубовато – зелеными прожилками. Эти пятнышки – не что иное, как выросший гриб пеницилл.
Самую большую известность пенициллы приобрели после того, как было обнаружено, что некоторые из них образуют вещество, способное даже в самых малых количествах быстро убивать многие болезнетворные бактерии. Это открытие сделал в 1929 году английский микробиолог Александер Флеминг. Флеминг догадался: гриб подавляет рост бактерий, выделяя в среду особые вещества. Потом их назвали антибиотиками (от греческого «анти» – «против» и «биос» – «жизнь»). Именно пенициллин (вещество из пеницилла) стал первым в истории человечества антибиотиком. Различные виды антибиотиков используют для лечения самых разнообразных инфекций.
Некоторые пенициллы доставляют человеку неприятности. Один из них растет на плодах цитрусовых: лимонах, апельсинах, грейпфрутах. В целые и здоровые плоды гриб проникнуть не может. Но поселившись на поврежденном плоде, он выделяет этилен – газ, который вызывает преждевременное созревание находящихся поблизости плодов. Перезревшие плоды становятся мягкими, заражаются спорами гриба и загнивают. На цитрусовых плантациях такие пенициллы могут принести много бед.
Дрожжи
Грибы дрожжи – это такой сборный подтип грибов, не имеющих типичного мицелия и существующих в виде разделённых почкующихся или делящихся клеток. Дрожжи существуют на всём протяжении своей жизни или большей её части в виде совсем раздельных и одиночных клеток. Именно благодаря своему одноклеточному строению, они имеют куда более высокую скорость обмена веществ, чем те же, самые обычные мицелиальные грибы, благодаря относительно большей площади поверхности клеток. Поэтому-то, они растут и размножаются всегда с огромной скоростью. Исторически, дрожжи всегда изучали отдельно от других грибов, в связи с тем, что методы их опознания были более сходны с бактериологическими, чем с микологическими.
Тело дрожжей сильно отличается от тела большинства грибов из-за того, что оно состоит всего-навсего из одной клетки и, поэтому, не образует мицелия (грибницы).
Между тем, человечество с давних пор использовало дрожжи в хлебопечении и ещё для приготовления алкогольных напитков. На многих языках мира, само название у дрожжей связано с процессом брожения, что они вызывают. Их русское название происходит от слова дрожь, которое и характеризует это состояние забродившего сусла и поднимающегося теста. Размножение дрожжей – очень интересное явление. На клетке появляется маленькое выпячивание, которое растёт, образуя, так называемую, почку и постепенно превращается в самостоятельную клетку, которая в состоянии отделиться и, в конечном итоге, она отделяется. Этот процесс называется почкованием дрожжей. В природе известно около 1500 видов дрожжей и с многими из них мы сталкиваемся в быту.
Дрожжи подразделяются на пекарские, пивные и винные. Например, в хлебопечении применяют пекарские дрожжи для того, чтобы тесто поднялось и выпечка стала “пышной”, а в виноделии или пивоварении используют соответственно винные дрожжи и пивные дрожжи для процесса брожения. Таким образом, становится очевидным простой факт, что дрожжи всегда были, есть и будут неизменными спутниками и друзьями человека.
Трутовики
В большинстве своем трутовики селятся на мертвой древесине, хотя некоторые предпочитают живые деревья и могут жить только пока живо дерево. Трутовики чаще селятся на старых, отживших свое или ослабленных деревьях. Молодые деревца быстрее заживляют раны, поэтому почти не подвергаются заражению.
Тело гриба состоит из переплетающихся между собой тонких нитей – гиф. Гифами образована и грибница – мицелий. Трутовики живут скрыто ото всех. Основная масса гриба – мицелий, спрятан глубоко в теле дерева. Наружу выносятся лишь органы размножения, которыми и являются известные всем плодовые тела. Гифы никогда не проникают в древесину с помощью силового воздействия. Они выделяют ферменты, которые способны растворять клеточные оболочки хозяина практически в любом месте. В образовавшееся отверстие свободно проникают гифы гриба, распространяясь дальше по субстрату.
Размеры плодовых тел трутовых тоже весьма разнообразны. Самые маленькие из них не превышают 1 см в диаметре, а иногда измеряются миллиметрами. А самые крупные могут достигать в диаметре 1 м и массой быть более 20 кг!
Различаются грибы и по окраске. Большая часть имеет неприглядную бурую или сероватую окраску. Ткань этих грибов чаще светлоокрашенная: буроватая, древесинножелтая, кремовая. Поверхность грибов может быть покрыта плотной коркой или кожицей, или же остается мягкой.
Не безразлично им и на каком дереве расти. «Всеядных» среди этих грибов очень мало. Чаще они выбирают однотипные породы – лиственные или хвойные. Очень редко можно встретить узкоспециализированные виды, растущие только на определенном растении, как например ложный осиновый трутовик только на осине.
Питаются трутовые древесиной, причем в основном мертвой (сапротрофы). Паразиты, конечно, среди них тоже есть. Большая часть веществ, необходимых грибу для питания, находится в нерастворимом состоянии. Поэтому огромную роль в жизни грибов играют ферменты, переводящие эти соединения из нерастворимого состояния в растворимое. Получается, что трутовик «кушает» дерево изнутри.
Встретить трутовики можно практически везде. Чаще, конечно, они встречаются в лесах, особенно ослабленных вырубкой или пожаром. Практически в каждом лесу, если хорошо поискать, можно найти не один вид разнообразных трутовых. Селятся они и в городских парках и даже на хозяйственных постройках.
Существует миф о том, что трутовик непременно убивает дерево. Это не до конца правильная точка зрения. Действительно, есть виды, которые наносят существенный вред лесному хозяйству, селясь на живых деревьях и практически уничтожая дерево, съедая его «заживо».
Основная масса трутовых поселяется на валежнике, старых деревьях. Трутовики играют основную, если не главную роль в разложении древесины. В природе ведь нет ничего лишнего. Просто грибы атакуют ослабленные деревья. Они помогают освобождать пространство для молодых деревьев. Кроме того, в деревьях, пораженных грибом, происходит активное развитие личинок древоточцев, которые, в свою очередь, являются пищей для птиц и мелких животных. Также разрушенная грибами, личинками насекомых и бактериями древесина перегнивает и становится благоприятной средой для развития травянистых растений. Основная масса органического вещества деревьев не доступная до сих пор растениям под действием трутовиков переходит в легкодоступное состояние.
Трутовики, размножаются с помощью особых клеток – спор. У большинства трутовых споры бесцветные.
Мухомор
Отличаются они от других грибов не только яркой окраской, но и многим другим. Только у мухомор можно заметить сразу два вида покрывал – общее и частное. Когда маленький мухоморчик еще только собирается показаться на поверхности земли, когда он еще растет и набирается сил, он заботливо укутан природой особым слоем ткани, которая и называется покрывало. Гриб растет, увеличивается в размерах, становится сильнее и вырастает из этой защитной оболочки. Теперь он уже большой и может заботиться о себе самостоятельно, покрывало становится для него малым. Грибок разрывает покрывало, которое так и остается у его ножки, образуя на ней клубнеобразное расширение, свойственное всем мухоморам. Остатки этого «детского» покрывала могут оставаться на шляпке гриба в виде хорошо известных нам с вами белых точек – бородавочек. Это укутывающее весь маленький гриб целиком покрывало называется общим.
Есть у стройных мухоморов и еще одна заметная деталь гардероба – юбочка на стройной ножке. И связана она тоже с «детским» возрастом гриба. Ведь особой защиты требует самая главная часть грибного организма – тоненькие пластинки, на которых будут созревать маленькие зачатки жизни – грибные споры. Именно эта часть защищена специальным частным покрывалом. По мере роста гриба частное покрывало отрывается от краев шляпки, обнажая пластинки, и остается на ножке в виде юбочки.
Мухомор красный – самый известный представитель мухоморов. Грибок этот относительно большой, его шляпка может достигать в диаметре 20 см. А белые хлопья на шляпке не что иное, как остатки покрывала, кстати, белых точек на шляпке мухомора в относительно сухие годы может и не быть.
Пластинки, мякоть и ножка гриба белые. Ножка у основания вздутая, с остатками покрывала. Красный мухомор растет практически во всех видах лесов, образуя микоризу как с хвойными, так и с лиственными породами. Встретить его можно с середины лета и почти до заморозков.
Красный мухомор является ядовитым грибом, при употреблении его в пищу наступает отравление. Яд гриба может вызвать удушье, судороги, обмороки. Иногда болезнь может закончиться смертью.
Несмотря на все эти страсти, красный мухомор, как раз благодаря его ядовитым свойствам ,используют в виде настойки в народной медицине для лечения ревматизма и других заболеваний опорно-двигательной системы. Врачи-гомеопаты пытаются лечить при помощи красного мухомора различные неврозы, эпилепсию и другие нервные заболевания. Настой этого гриба может использоваться для уничтожения мух. За что, кстати, он и получил свое название.
Но есть среди мухоморов и съедобные! В наших условиях известен только один – мухомор розовый или серо-розовый. Шляпка этого гриба серо-розовая с мелкими сероватыми остатками покрывала. Мякоть на изломе краснеет. Ножка, как и у остальных мухоморов, при основании клубнеобразно расширена. Встречается этот гриб повсюду, однако редко употребляется в пищу из-за опасности спутать его с ядовитыми грибами.
Гриб четвертой категории ценности (самой низшей). Его можно употреблять в пущу в вареном и жареном виде. В плодовых телах розового мухомора содержится ряд полезных веществ.
Среди мухоморов много микоризообразователей. Микориза – это такой замечательный союз гриба и дерева (или просто растения). Союз этот, надо заметить, выгоден обоим. Гриб, оплетая своими ниточками-гифами молодые корешки растения, доставляет воду и минеральные вещества из глубоких слоев почвы. А дерево, в свою очередь, делится с грибом органическими веществами, в большинстве своем углеводами.
Дождевик
В округлом теле дождевиков можно только условно выделить «шляпку» и «ножку», так как истинных ножек и шляпок у этих грибов нет. Если вы разломите дождевик, то обнаружите внутри мягкую ткань, пока она еще белого цвета, но со временем будет становиться все темнее, и именно из нее впоследствии образуются мельчайшие грибные споры, которые расположены внутри самого гриба.
Окраску будет менять и сам гриб – из снежно-белого он станет коричневым или даже бурым. Наверняка где-нибудь в конце или середине лета вы находили в лесу, на поляне или даже у себя на огороде такие маленькие темные шарики. Когда их пошевелишь, оттуда обязательно идет бурый «дым». И нет, чтоб мимо пройти, надо обязательно такой шарик потрогать, похлопать, а уж самые любопытные так наверняка его еще и расковыривали. Но грибу, как ни странно, такой излишний интерес только на пользу.
Этот бурый “дым” не что иное, как мельчайшие споры, которые сформировались внутри гриба и теперь, с нашей помощью, покидают родительский организм, легко подхватываются ветром и летят прочь осваивать новые места обитания. Интересно, что такие «дымящиеся» грибы в народе называют «чертов табак» или «дедушкин табак».
Споры дождевика покидают гриб через образовавшийся на его поверхности разрыв покровов. Кроме того, пока споры еще не созрели и находятся внутри гриба, они постоянно перемешиваются специальными ниточками, которые предотвращают их слипание в материнском организме.
Если аккуратно вытащить молодой гриб из земли, то у его основания можно заметить довольно толстые для его размеров «корни» – это мицелиальные тяжи, которые состоят из множества тонких грибных ниточек – гиф.
Снаружи этого тяжа клетки гиф мертвые, они защищают живые и действующие внутренние клетки. А нужны грибу эти приспособления для того же, для чего нужны настоящие корни растениям. Помимо того, что они доставляют дождевикам воду и минеральные вещества, они еще и способствуют расселению гриба, разрастаясь в разные стороны и образуя на завоеванном пространстве новые грибные организмы.
Известны и целебные свойства дождевика. Молодой гриб является грибом-пластырем. При порезе внутреннюю белую часть гриба можно смело наложить на рану, так как она стерильна. Также эта грибная мякоть обладает кровоостанавливающим действием.
В зрелом состоянии, когда гриб становится похож на обрывок грязной ваты, пропитанной никотином, антисептические свойства он не теряет. Его споры (то есть содержимое «шарика») раньше прикладывали к гнойным ранам, и раны заживали быстрее.
Кроме того, использовали настойки дождевика при заболеваниях крови и лимфы. Молодые плодовые тела дождевиков можно использовать в пищу, хотя особой популярностью у грибников он не пользуется. А зря, у дождевика есть интересное свойство – он выводит токсины из организма.
Впрочем, у всех грибов есть не очень хорошая, на первый взгляд, особенность – способность впитывать в себя тяжелые металлы, радиоактивные вещества, ядовитые летучие соединения. И если гриб растет рядом с каким-либо «грязным» местом, то в нем непременно окажется весь список находящихся вокруг веществ.
Но именно эта особенность грибов впитывать в себя все, что находится вокруг, оказалась очень полезной для экологических служб. Оказывается, грибы можно использовать… для чистки почвы. А самым эффективным «чистильщиком» признан дождевик. Ему по силе очистки просто нет равных!
Оказалось, что и в организме человека дождевик ведет себя точно также: клетки гриба засасывают в себя, словно пылесосом, атомы тяжелых металлов и радионуклидов. А перевариваются грибные клетки с их жесткими оболочками довольно трудно, поэтому по большей части они выходят из организма, унося с собой молекулы ядовитых веществ.
хохохохохохохохохохохохохохохохохох
Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ (большой «круглый стол»)
Разбор ПОЛЁТОВ → Рассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…
___Напомним, что этот материал получен от того, кто интересуясь социо/игровой «режиссурой урока», ждёт разборов и обсуждений своего рассказа, как от «знатоков» и «начинающих», так и от всех остальных посетителей нашего сайта.
___Ваши деловые комментарии (как, впрочем, и не совсем деловые, например, с разными негативными замечаниями-«разносами» или с банальными профессионально-абстрактными комплиментами и восхищениями) будут опубликованы после модерации «администратором» (этот этап необходим для отсева бесконечного спама, от которого защита хоть и помогает, но слабовато).
___Если через какое-то время ВАМ вдруг захочется что-то изменить в опубликованных формулировках своего мнения, то это будет легко сделать через всё то же окно − напомним, что оно именуется так: «оставить отзыв, вопрос или комментарий»,− в котором можно отправить новую информацию всё тому же «администратору».
ВячеславБукатов
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.