Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

ИЗО (5кл): «СЕЗОН-2»

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…
Узел СВЯЗИФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ (большой «круглый стол»)

Урок рисования в «сложном» классе // Хроника методических поисков, профессиональных неудач и педагогических обретений, отразившихся в переписке студентки 4 курса художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета (МПГУМарии Станиславовны Санниковой
с основателем социо/игровой
драмо/герменевтики, доктором педагогических наук 
Вячеславом Михайловичем Букатовым

«СЕЗОН-2»: Радость обретений

с о д е р ж а н и е

Как на уроке рисования два главных в классе хулигана сначала спорили и отбирали друг у друга лист бумаги, а потом помирились и стали увлечённо рисовать вазу с цветами, приняв в свою «рабочую тройку» девочку-тихоню
Рассказ студентки М.Санниковой с восторженно-краткими репликами-комментариями В.Букатова и пятью заключительными вопросами практикантки 4 курса худграфа МПГУ

_________________________________________
 начало см.: «СЕЗОН-1» (урок в 3кл)

  ============

Как на уроке рисования два главных в классе хулигана сначала спорили и отбирали друг у друга лист бумаги, а потом помирились и стали увлечённо рисовать вазу с цветами, приняв в свою «рабочую тройку» девочку-тихоню
Рассказ студентки М.Санниковой с восторженно-краткими репликами-комментариями
В.Букатова 
и пятью заключительными вопросами практикантки 4 курса худграфа МПГУ

Сначала поясню, что за два дня до этого урока я решилась написать письмо В.М. Букатову с рассказом о своих неудачах и сомнениях, связанных с применением социо/игровой педагогики, и попросить совета. Вячеслав Михайлович совершенно неожиданно ответил. И даже предложил обсудить всё по мобильному телефону или по скайпу. Меня это очень обрадовало. Мы проговорили почти час, и к концу разговора план предстоящего урока был, в общих чертах, готов.

На свой страх и риск, вопреки совету взять для натюрморта не абстрактные фигуры, а конкретные предметы, я всё же решила использовать “геометрические тела”.  Куб, конус, цилиндр у детей обычно вызывают интерес. Как сами модели фигур, так и приёмы построения их на плоскости.
____У меня уже были приготовлены бумажные модели фигур. Накануне урока я вдобавок сделала интерактивное пособие собственного изобретения: начертила схемы двух натюрмортов, из объёмных и из плоских фигур, вырезала из другого листа различные детали таким образом, чтобы они подходили к схеме, приклеила к деталям с обратной стороны маленькие магнитики (кусочки специальной магнитной полосы). Кроме того, я вырезала из бумаги несколько плоских геометрических фигур, для сравнения с объёмными.

____Перед уроком фигуры были расставлены на передней парте, а схемы с магнитными «аппликациями» закреплены на доске.

Звенит звонок, дети входят в класс, рассаживаются, кто-то болтает, кто-то смотрит на меня. Стою у доски. Когда все сели, начинаю. Говорю быстро, без пауз:
– Я рада вас снова видеть. Начнём урок с «дружного эха». Все встаньте.
____Большинство встают, хотя кто-то по-прежнему сидит.
– Вставайте, вставайте. Все. Теперь вам надо разделиться на две половины. Кто сидит в среднем ряду с этой стороны, встаньте в этот проход, а кто с этой стороны – в этот.
____Сопровождаю слова указывающими жестами. Слова «направо – налево» не использую, чтобы в спешке не запутаться: ведь у меня и у них «лево» и «право» разное.
– Все, кто с этой стороны, садитесь. Вы будете их оценивать, смотреть, как они справятся с заданием.
____В классе довольные смешки, те, кому предстоит оценивать, явно этому рады.
– А вы стойте, буду работать с вами.
Объясняю задание: всё, что я делаю, вам надо через секунду повторять за мной, всем вместе, дружно, чтобы эхо получилось дружным.

В моём исполнении упражнение «Эхо» выходит немного однообразным, в стиле «два притопа, три прихлопа». Отмечаю про себя, что в следующий раз надо подготовиться лучше, импровизировать у меня не очень получается. [очень мудрые мысли вас посещают – я в восторге (без всякой иронии) – В.Б.]
____Несколько человек во время игры сидят со скучающими лицами, но большинство с радостью включаются. После десятка «ходов» обращаюсь ко второй группе. [в исходном варианте подобный вопрос к «судьям» звучит после первого же игрового кона – В.Б.]
Ну, как они справились с заданием? Что вы им поставите?
____Кто-то поднимает руку, я прошу не поднимать руку, а отвечать сразу. И тут же начинают сыпаться оценки:
– Два! Четыре! Пять! Кол с минусом!
____Уточняю:
– Какую оценку поставите за дружность? А какую – за точность?
____Выслушав ещё несколько оценок, предлагаю двум группам поменяться ролями. В первой – оживление: «Ух, мы вам сейчас покажем! Мы вас оценим!»
____Со второй группой всё повторяется по той же схеме, разве что движения удаётся чуть разнообразить. И опять шквал разнообразных оценок, каждому хочется высказать своё мнение о работе другой группы.
– Хорошо, продолжаем. Все выходят к доске. Сейчас я расскажу вам, каким будет следующее задание.

Одни пятиклассники выбегают сразу, другие нерешительно встают, оглядываясь на окружающих, и медленно идут. Приходится поторопить. Сидеть за партами остаётся уже меньше детей, чем во время предыдущей игры.
____Продолжаю командовать. Коротко объясняю правила игрового задания «Колечки»  и тут же начинаю хлопать. В толпе замешательство. Кто-то, выкрикивая, повторяет число хлопков. Кто-то не понимает, что надо делать. Некоторые сразу берутся за руки.
____Смотрю на часы. На запястье у меня большие тяжёлые часы крутого вида, специально надела перед уроком. Тороплю ребят:
– Быстрее, у вас осталось четыре секунды! Три… две… одна! Стоп! Вы не построились в колечки. Все – проиграли! Давайте сначала!
____К этому моменту у доски стоит неимоверный шум, мне приходится повышать голос, чтобы всех перекричать. Но что интересно – совершенно нет ощущения, что я «злой учитель», орущий на детей. То есть  ситуация явно игровая.
____Во второй раз у ребят выходит получше. Пытаюсь посчитать людей в колечках, но сразу понимаю, что это безнадёжно – все толпятся прямо передо мной, ничего нельзя понять. Значит, точность выполнения задания в полной мере могут оценить только сами дети. [очередной мудрый вывод! У вас, уважаемая Мария, завидные перспективы! – В.Б.]
____Продолжаем. После нескольких конов до меня доходит, что я забыла сказать о дополнительном правиле – нужно, чтобы каждый раз справа и слева оказались другие люди. Но ребята, кажется, и так всё делают правильно.
____Всё-таки уточняю задание, после чего опять продолжаем. С моей точки зрения, у доски творится полная неразбериха. Но, по крайней мере, большинство заняты делом. По-настоящему тревожат только те, кто сидят или стоят в сторонке – что же они будут делать дальше?
____После очередного кона, когда встали по трое, говорю:
– Стоп! Посмотрите на тех, с кем вы сейчас в одном колечке, и запомните их. Потому что следующее задание вы будете выполнять именно с ними! Для этого пусть каждое «колечко» выберет себе какое-нибудь место в классе (ничейное для каждого из их «тройки»). Договаривайтесь, сдвигайте парты, как вам удобно, и рассаживайтесь.

Опять неразбериха, все бегают по классу, выбирают место, таскают стулья. Но рассаживаются на удивление быстро.  (Как потом выяснилось, не все сразу решились действительно поставить мебель так, как им удобно, ещё некоторое время после этого то один, то другой просил пятиклассник  просил разрешения передвинуть парту или принести ещё один стул – а до этого ученики ютились на одном стуле вдвоём).
____Даю следующее задание: придумать название для своей команды. Прежде, чем успеваю продолжить, поднимается громкий шум. Опять приходится всех перекрикивать. Уточняю, что это должно быть название любого предмета в классе. Повторяю несколько раз и очень громко, потому что половина класса меня уже не слушает.
____– Пусть от каждой команды к доске выйдет посыльный и запишет название своей команды!
____Это распоряжение тоже пришлось повторить несколько раз.
____Замечаю, что кто-то из тех, кто раньше сидел без дела, незаметно подключились к обсуждению.
____Первый посыльный выбегает к доске, пишет название «Карандаш». Другие не торопятся. Обхожу команды, тороплю. Некоторые по привычке поднимают руку, чтобы спросить разрешения выйти к доске.
____Следующее название – «Смайлик» (где они в классе увидели смайлик?), потом появляются английские слова – что-то вроде «Crossing road” (?) и длинное, как я поняла, название какой-то компьютерной игры. Ладно, пусть будет так.

Когда все названия появились на доске, прошу от каждой тройки-команды (их было всего четыре) выйти очередному посыльному и взять с учительского стола по листу из двух стопок. Одна с большими листами (формата А2), вторая – с маленькими (А5). Не забываю уточнить, что выйти должен не тот, кто писал на доске задание, а кто-нибудь другой: «Соблюдайте строгую очерёдность».
____Конечно, проследить за соблюдением очерёдности трудно. Вообще, это одно из моих основных наблюдений – в большинстве случаев невозможно проследить, чтобы правила соблюдались «железно». Приходиться больше доверять ученикам.
____Когда все команды получают оба листка, обращаю внимание класса на два натюрморта, прикреплённых к доске: один из плоских фигур, другой из объёмных. Надо выбрать из них какой-нибудь один и записать свой выбор на маленьком листочке.

____Опять шум, из класса кричат: «Что записывать?» – не поняли. Объясняю ещё раз:
– Вам надо выбрать один из натюрмортов, плоский или объёмный. И на маленьком листочке записать, какой натюрморт вы выбрали. А ещё вы должны выбрать название любой другой команды и тоже записать, только т-шшш… – подношу палец к губам, – это должна быть ваша «военная тайна»!

На слова про «военную тайну» ребята оживляются, им это явно понравилось. Но задание всё равно поняли не все. Обхожу класс, повторять приходится почти каждой команде (сейчас, задним числом, я думаю – а нужно ли было так часто повторять объяснения? Может быть, стоило дать им возможность спросить у других команд? Но как-то не было у них заметно стремления к межкомандному сотрудничеству). [очередной раз, вы правильно поступаете и правильно думаете, то есть интуиция вас ведёт куда надо… – В.М.]
____Прежде, чем они начали работать, я устроила небольшой эксперимент. Может быть, момент был выбран не совсем удачно, но мне хотелось посмотреть, как ученики отреагируют на «магнитное» пособие (и потом, зря я его, что ли, придумывала и делала?). Прошу от каждой команды выйти по одному добровольцу, напоминаю про очерёдность. Несколько человек выходят к доске, предлагаю им разобрать натюрморты на составные части и посмотреть, что прячется под частями, укреплёнными на магнитиках.


____Задание увлекло посыльных, они разобрали пособие, потом, по собственной инициативе, стали его собирать обратно. В этот момент я пожалела, что заранее не придумала, как это обыграть, чтобы смог поучаствовать весь класс. Это, конечно, была явная недоработка.


____Всё ограничилось тем, что посыльные повертели в руках детальки и прилепили на место. Но кто-то из них и из «зрителей» успел сфотографировать спрятанные схемы на свой мобильник.

Пока посыльные возились с «магнитиками», чтобы не терять время, даю следующее задание:
____– Каждой тройке надо нарисовать натюрморт, в зависимости от того, какой стиль вы выбрали – объёмный или плоский. И в своём натюрморте нужно было обязательно использовать то слово, которое они выбрали и записали на листочке. [тут была допущена досадная оплошность и «название натюрморта» оказалось спутанным с «содержанием изображений», что вскоре для урока «вышло боком». Но эта путаница оказалась «не смертельной»(!). То есть она не испортила детям тех живых индивидуально-игровых впечатлений, которые были получены ими на уроке – В.Б.]
____Многие «зависают» над пустым листом. Обхожу команды. Оказывается – мало кто понял задание. Приходится повторять. Отдельно почти каждой тройке. Кому-то не по одному разу.
____Те, кто сначала не хотел присоединяться к общей деятельности, наконец-то включились в работу. Отдельно от всех остались только задумчивая девочка и хмурый мальчик. Предлагаю им присоединиться к другим командам – отказ (в случае с мальчиком в соседней закричали, что они ни за что не будут с ним работать). Предлагаю объединиться и рисовать вдвоём – отказ. Сдавшись, выдаю мальчику по его просьбе отдельный листок (у девочки есть свой, и она уже что-то на нём принялась рисовать).

Наконец, все тройки погрузились в рисование. Наблюдаю за их работой. На всякий случай спрашиваю, нужна ли им помощь. Кому-то приходиться опять повторить задание. У кого-то нет ластика – ни у одного человека в команде. Выдаю им ластик. После этого помощь учителя никому уже была не нужна.
____Немного теряюсь, потому что у меня на занятии такое впервые. На предыдущих уроках всё время приходилось курсировать между партами и доской, объяснять, показывать, а тут – все увлечены работой, учителю делать нечего. Хожу, молча смотрю, кто как рисует. Кто-то обводит приложенный к бумаге угольник, кто-то увлечённо рисует карандаш (хорошо, кстати, карандаш нарисовали, очень реалистично).
____Задумчивая девочка сначала рисует цветы на маленьком листке, положив голову на парту и сбоку глядя на рисунок. Но в какой-то момент вижу, что она уже присоединилась к двум мальчикам, сидящим за соседней партой. Эти двое, главные хулиганы в классе, тоже сначала не хотели рисовать вместе. Они спорили, отбирали друг у друга лист, но потом помирились и стали увлечённо рисовать вазу с цветами. Это они кричали, что не хотят принимать третьего в свою команду. А теперь вдруг согласились принять девочку, такую явно далёкую от них по характеру и темпераменту. Сидят втроём и все вместе рисуют.

____В одиночестве остался только хмурый мальчик. Он был самым маленьким в классе. Позже я узнала, что он в коллективе на положении изгоя.

Через некоторое время, тоже в порядке эксперимента, работающим тройкам предлагаю цветные карандаши. Услышав дружное согласие, раздаю по коробке на команду. Правильнее было бы, конечно, чтобы дети сами подошли и взяли, но мне не хочется отрывать их от работы. Одинокому мальчику тоже выдаю несколько цветных карандашей.
____Ещё проходит какое-то время, а работа всё идёт. Понимаю, что рисуют уже долго. У кого-то уже практически законченный рисунок. Поэтому объявляю:
– Осталась одна минута!
____Протестующие крики. Все хотят порисовать ещё. Спрашиваю:
– Кто за то, чтобы прибавить время?
____Весь класс поднимает руки.
– Ну, хорошо. У вас осталось всего три  минутки!
____Три минуты пролетают незаметно. Кто-то в команде говорит, что они уже закончили. Но другие протестуют: нет, ты что, ещё не закончили!
____Торжественно объявляю:
– Время истекло! Пусть от каждой команды выйдет посыльный и возьмёт со стола ещё один маленький листочек.
____Выходят, берут.
____– Положите чистый листок рядом со своим рисунком. А тот маленький листок, который был у вас раньше, спрячьте. (Потом я поняла, что последнее объяснение было лишним, сами бы догадались.)
____– Все встали! Сейчас у вас будет экскурсия. Вам надо обойти натюрморты соседних команд и угадать, как они называется. И написать своё предположение на их листочке.

Кто-то сразу понял и побежал в соседние команды. Кто-то недоумевает: какое название? Объясняю: тот предмет, который использовался в названии или в самом натюрморте.

____В классе оживление, смех. Опять начинается неразбериха, все бегают между партами, склоняются над рисунками, обсуждают. Через минуту ко мне подходит мальчик с листком и показывает список догадок: карандаш, смайлик, смайлик.

____Наконец, предлагаю всем ребятам сесть на свои командные места. Прочитать вслух списки догадок. И решить, много ли правильных. Кто-то читает, но из-за общего шума ничего не слышно. Кто-то отказывается читать догадки. В общем, эта часть выходит скомканной.
____До конца урока ещё есть время, прошу передать рисунки друг другу и доработать. Кто-то недоволен. Кто-то в восторге. Все послушно передают рисунки соседним командам. Но потом оказалось, что ничего толкового из этого не вышло. Рисунки почти не изменились. А в одной команде к предметам на чужих рисунках стали пририсовывать бороды.

Прошу подписать работы: указать имена тех, кто рисовал, и название команды.
____Один мальчик спрашивает, можно ли изменить название команды. Недоумеваю: можно, а зачем?
____Стирают с доски длинное название на английском, пишут большими буквами: «Борода». Потом и другие ребята подбегали к доске, исправляли названия.
____Вижу, что дети уже ничем не заняты, а до конца урока осталось ещё несколько минут, и предлагаю:
– Давайте, пока у нас есть немного времени, вывесим рисунки на доску и поставим каждому оценки.

____Бегут вывешивать.
____С оценками у меня вышел промах: правильнее было бы сделать какую-то дифференциацию – «за качество», «за дружность», «за оригинальность» и т.д. А я сказала поставить две отметки: одну ставит себе сама команда, другую ей ставят другие. В процессе оценивания были, конечно, возмущения и обиды. Кому-то поставили кучу двоек.

____В оставшиеся до звонка две минуты собирали в коробочки рассыпанные карандаши. Все рисунки остались на доске, с собой никто не забрал; только мальчик, который работал один, унёс свой рисунок, никому не показав.

Учительница ИЗО, наблюдавшая за уроком, оценила его так: «Дисциплина отличная, и прогресс есть. Но чему они научились за урок?» Я не знала, что ответить на этот почти риторический вопрос.
____Такой вот парадокс: прогресс есть, но чему они научились?
____Два главных хулигана в классе нарисовали вазу с цветами и тарелку с фруктами – и овалы у них вышли ровнее, чем у меня на схеме. Ребята, сидевшие за первой партой, нарисовали карандаш, настолько реалистичный, что его можно принять за настоящий. У тех, кто обводил угольник, получилась совершенно прекрасная композиция из угольника, карандашей, палитры и «плоского» мобильника – хоть сейчас на выставку авангарда. И всё это получилось легко, играючи, без обычного для многих детей страха ошибиться. По-моему, это и есть настоящий результат. [и опять вы, Мария, правы. А если учительница об учебных “знаниях, умениях, навыках”, то о них нужно судить минимум через месяц!.. – В.Б.] 

____Рассказ-отчёт получился очень подробным, но из него кажется ясно, что урок в 5 классе прошёл  удачно, хотя и не обошлось без шероховатостей. К отчёту прикрепляю рисунки и фотографии с урока.

============

PS: После урока возникло множество новых вопросов. Укажу сейчас некоторые из них.

  1. Традиционная методика обучения рисованию предполагает личный показ с подробными объяснениями. И лучшими учителями изобразительного искусства считаются те, кто работает с каждым учеником отдельно, «стоя над душой» и давая «ценные указания». Обязательно ли полностью отказаться от подобных методов, если я хочу вести уроки по принципам драмо/герменевтики?
  1. Что делать, если я вижу, что один ребёнок в классе – изгой, и с ним никто не хочет быть в одной команде? И реально ли как-то помочь ему за 1-2 урока?
  1. Как надо завершать урок? Я обычно спрашиваю у детей, как они считают – хорошо ли мы сегодня поработали. И те, кто слышал, отвечают «да» или «нет». Нужно ли так делать?
  1. Что делать, если ребёнок во время урока начинает плакать? У меня так было в первом классе, один мальчик плакал и говорил, что хочет домой. Мне сказали, что он в школе плачет каждый день. Как мне быть в такой ситуации?
  1. Как можно интересно обыграть наглядные пособия – модели для натюрморта, «аппликацию» на магнитах?

Кто сможет, помогите разобраться…

С уважением,
Мария Санникова

Для просмотра
нажать на выбранный фото-ярлычок или

___Напомним, что этот материал получен от того, кто интересуясь социо/игровой «режиссурой урока», ждёт разборов и обсуждений своего рассказа и ответов на возникшие вопросы, как от «знатоков» и «начинающих», так и от всех остальных посетителей нашего сайта.
___Ваши деловые комментарии (как, впрочем, и не совсем деловые, например, с разными негативными замечаниями-«разносами» или с банальными профессионально-абстрактными комплиментами и восхищениями) будут опубликованы после модерации «администратором» (этот этап необходим для отсева бесконечного спама, от которого защита хоть и помогает, но слабовато).

___Если через какое-то время ВАМ вдруг захочется что-то изменить в опубликованных формулировках своего мнения, то это будет легко сделать через всё то же окно − напомним, что оно именуется так: «оставить отзыв, вопрос или комментарий»,− в котором можно отправить новую информацию всё тому же «администратору».

ВячеславБукатов

Яндекс.Метрика