Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → СБОРНИК игровых приемов, средств и способов обучения → Раздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу
__________________________________________________________________________
По материалам кн.: В.М. Букатов, А.П. Ершова «Хрестоматия игровых приемов обучения» (серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002)
.
«Волшебная палочка»
.
___«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т. д.) передается в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу.
___Например, передающий называет
на математике: любое число, а принимающий — число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше);
на русском языке: существительное — прилагательное (глагол) к нему;
на литературе: название сказки, рассказа, повести — одного из персонажей этого произведения;
на химии: вещество — его характеристику (органическое-неорганическое, металл-неметалл);
на истории: фамилию исторического деятеля — имя (или страну, или даты жизни).
___Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес».
___Упражнение фиксирует момент диалога: услышал — ответил. Причем никто не знает, что он услышит, хотя проверить правильность ответа может каждый. Быстрота, яркость, неожиданность словосочетаний возникает в том случае, если слушающий сразу за словом передающего представляет реальную картину из жизни и, исходя из ее особенностей, дает свой ответ. Например:
СТОЛ — стол с чернильными пятнами___БЕЖИТ — собака бежит,
_______стол со скатертью, ручей бежит,
_______раскладной стол, девочка бежит,
_______обеденный стол; дорога бежит.
___Ребенку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Задание-упражнение «Волшебная палочка» хорошо активизирует этот опыт.
___Задание может иметь много вариантов, каждый из которых в большей или меньшей степени меняет внутренний смысл упражнения.
___Примеры вариантов:
___— при передаче «волшебной палочки» можно договориться об обязательном условии: глядеть друг другу в глаза;
___— говорящему становится видна оценка всеми присутствующими его слов, когда вводится такое условие: если кто-то из присутствующих ответил бы точно так же, то они встают;
например, передающий: два плюс три — принимающий: пять (часть детей встает, они согласны);
но с помощью этого условия можно выявлять стереотипы и банальности,
например, передающий: елка — принимающий: зеленая (все, кто ответил бы так же, встают; тут же можно и выяснить, какие бывают на свете елки: новогодние, засохшие, пушистые, в снегу, высокие, с шишками, искусственные и т. д.); или трубочист — черный, мяч — круглый, небо — голубое и т. п.;
___— передающий выбирается (или назначается) один на всех, и тогда палочку каждый отвечающий возвращает ему в руки (если этот вариант использовать для работы всех детей, то он становится наименее социо-игровым, если же все присутствующие разделились на малые группки и в них сами выбирают передающего и сами перевыбирают его за какую-то оплошность, то тогда и этот вариант может стать жизненно ценным для занятия).
.
См. также в разделе «Теория «режиссуры урока»»/ в блоке «Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр»/ статью В.Букатова «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА школьной дидактики»
Дополнительно см.: §1. О «Знатоках» и других вариантах «Волшебной палочки» [Ответные реплики-комментарии доктора педагогических наук В.М.Букатова к рассказу (конспекту) Р.Н. и О.А. о занятии с детьми в подготовительной группе (г.Сыктывкар)]
Проверка домашнего задания с помощью «Видимо-невидимо» и «Волшебной палочки» (5 кл., русск.яз.)
.
ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА на родительском собрании
.
.
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → СБОРНИК игровых приемов, средств и способов обучения → Раздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу
.
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.