Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

ОТКРЫТЫЙ УРОК для местного TV (1кл)

Сам себе РЕЖИССЁРДОП.образование (кружковая работа)

[2] Сам себе РЕЖИССЁРГПД

___________________________________________________________________

АНШУКОВА Людмила Петровна
педагог дополнительного образования
Оболенской школы Серпуховского района Моск. обл.

ОТКРЫТЫЙ УРОК 

для местного TV (1кл)

.

___Преамбула. Позавчера во второй половине дня  мне звонят из Серпухова и просят помочь телевидению отснять материал о нашем теневом театре, о котором они прочитали в Интернете (я так и не поняла, откуда они узнали о сайте, может быть по поисковику вышли). Мне пришлось объяснять, что собственно теневого театра у меня и не получилось. Оказалось, что TV интересует «любой» театр с социо-игровой методикой вдобавок.

___На второй день в 11.30 час. съемочная группа была в школе.

___Напомню, что на том занятии, фоторепортаж о котором размещён на сайте, театр получился не теневым, а «бумажным».  А вот когда нас попросили телевизионные работники  показать именно «теневой театр», то я с воспитателем ГПД уже сделали все, чтобы театр стал  «теневым». Продумали подсветку. Соорудили рамку, обтянутую серой не очень толстой материей. Поставили ее на стол, закрепили. Поместили сзади рамки две настольные лампы с яркими лампочками (чтобы даже при дневном свете от окна на рамке возникли бы тени).

___Так что занятие по теме «Русские народные сказки» было связано с показом так-таки «теневого» театра.

ХХ

___Само же занятие с первоклассниками построила так, чтобы показать побольше социо-игровых приёмов (кроме «теневого» театра). Было трудновато, так как тянуло показать блестящие результаты (безошибочное выполнение заданий, не хуже чем у студентов на первом курсе театрального института). Тогда как весь смысл социо-игровых заданий – в игре. То есть когда дети сами обнаруживают свои огрехи и, не теряя веселья, начинают добровольно стараться эти огрехи исправлять при очередном повторении. Получается, что игр без ошибок не бывает (если задания выполняются детьми без ошибок, то они как правило перестают быть для них игровыми и интересными).

___Напомню, что социо-игровые задания рассчитаны на предметный урок, то есть их выполнение является не самоцелью, а способом освоения программного материала. У нас в ГПД – группе продленного дня – дети находятся после уроков до вечера. Таких групп в школе 4. Я занимаюсь с детьми первых классов (2 раза в неделю). Во второй половине дня на базе ГПД я, как педагог дополнительного образования, провожу внеклассное занятие по различным темам в соответствии с планом работы ГПД и программе дополнительного образования «Теремок». Вот я и решила, что занятие наше будет «открытым уроком» ОБЩЕНИЯ (а могло быть и уроком ВНИМАНИЯ, или ПАМЯТИ, или ВООБРАЖЕНИЯ).

ХХ

___Коротко опишу ход занятия (фотографии я не смогла сделать, а с TV пообещали, что передадут в школу отснятый материал).

___Первоклассников было 10 человек (трое заболели).

ХХ

___Первое задание: «Эхо» (дети дружно отвечали на мои хлопки)

ХХ

___Второе задание: «Руки-ноги». Играли впервые. Конечно, были сбои (их не может не быть, тем более в первом классе – всего полгода занимаемся), на которых было хорошо видно, что «страх ошибки» не мешает жизни первоклассников на моём уроке.

ХХ

___Третье задание: Разучили хороводную подвижную игру «Барашеньки-крутороженьки», с движениями, словами (проиграли 2 раза). На удивление дети хорошо произносили текст, когда повторно играли. Первый «Иван» (который был в кругу), перед тем, как ему выбрать второго «Ивана», явно был в замешательстве кого выбрать. То есть выбирал по-настоящему! Подобные естественные нарушения хороводного темпо-ритма прекрасно заостряют непроизвольное внимание детей на особенностях поведения сверстников (но не знаю смогли ли телевизионщики понятно зафиксировать столь тонкий момент).

ХХ

___Четвёртое задание: Дети сели на стульчиках полукругом. Задание: «Найти глазами себе друга» [т.е. Разведчики]. Когда я спросила: «Кто не нашел себе друга?» Двое встали и я им помогла, показав, что теперь они и есть пара. Потом по сигналу-хлопку первоклассникам нужно было поменяться с другом местами.

___По второму моему хлопку-сигналу вернуться на свои места, успев шепнуть на ушко товарищу, с кем они живут у себя в доме. Потом началась проверка «слуха» и «памяти». Оказалось, что  3 человека  «не услышали» того, что им сообщил друг, тогда как тот их услышал.

ХХ

___Пятое задание: Встать по числу пуговиц у себя на одежде: от большего к меньшему числу…

___Одна девочка подошла и с сожалением говорит: «Я меня нет ни одной пуговицы!» Я собралась объяснять, что «ноль», это тоже число, и что есть числа, которые даже меньше «нуля», как увидела, что у неё на платье пришита бусинка-жемчужинка,  и  я предложила считать её пуговкой. Девочка радостно согласилась, побежала строиться и встала последней.

___Особо отмечу, что дети при подсчете своих пуговиц обычно по привычке начинают подходить «к педагогу», но я их отправляю разбираться самим. Или расспрашивать товарищей, у кого сколько пуговиц, чтобы самим решить кому куда вставать.

___Конечно, замешательства были (например, у тех, у кого оказалась всего одна пуговица; когда они спрашивали куда встать, я чуть-чуть мимикой им помогала сообразить в какой конец обратить свои взоры).

___Выстроенный ряд поделился на пятёрки. Первая пятерка села на ковер в кружок и вторая рядом. Начали придумывать себе название. (Опять «Черная молния» и «Звездочка»).

ХХ

___Достаю волшебную палочку. Когда я им сказала, что сейчас будет «волшебная палочка», одна девочка спросила: «А  почему она волшебная?» Я тут же сделала вид, что колдую над палочкой. А потом говорю: «Теперь она вам поможет быстрее найти то, что нужно на картинке».  Перед детьми находится большая репродукция картины «Репка» (где вся семья вместе вытягивает репку).

___Шестое задание: Передавая «волшебную палочку» от  одной команды к другой команде. Перечислить, что на картине:

___– красного цвета [первый кон];

___– зеленого цвета [второй кон];

___– желтого цвета [третий кон].

Когда перечисляли, что жёлтого цвета, то – молодцы – заметили и желтенький кончик хвоста у собаки, на косынке у внучки – желтые полоски (еле-еле  заметные!).

___«Волшебная палочка» раз по 5-6 переходила от команды к команде (по каждому цвету. Удивило: дети, поочерёдно передавая  «волшебную палочку» детям другой команды, выбирали именно тех, у которых палочки в руках ещё не было. То есть они честно соблюдали очередность. Ну а я все время напоминала командам, что они  могут друг другу подсказывать. И кое-кто пытался помогать затруднявшимся, но в основном каждый отвечал за себя. «Раз у меня палочка – я и отвечаю», –  видимо, думали они.

___(Откровенно говоря, и я и дети к тому времени про операторов уже и забыли. Но тут они попались на глаза и я заметила, что они снимают с явным интересом: и когда мы принялись рисовать, и когда вырезали. Но особенно, когда стали показывать теневой театр. Во время показа детьми  сказки, оператор снимал и по одну,  и по другую сторону экрана. Снимал и работу, и детские эмоции, что было довольно сложно. Ведь сами дети старались как можно поближе находится к экрану. А некоторые зрители постоянно заглядывали за кулисы, так им было интересно узнать, что там происходит. Мне и самой эта часть занятия понравилась больше всего. Мне кажется, оператор снимал всё, без остановок. Но когда я иногда вспоминала о его присутствии на занятии, то он оказывался всегда  рядом с нами и с выключенной камерой.)

ХХ

___Седьмое задание Ребята встали – одна  команда  напротив другой.

___Одни наблюдатели. Второй команде задание: превратиться в любого сказочного животного. Дети сначала двигаются по «полянке», а на сигнал «ЗАМРИ!» – команда замирает в виде скульптур, а дети-наблюдатели из другой  команды ходят между ними и отгадывают, кто в кого превратился.

___На следующий кон команды меняются ролями. Те, кто был наблюдателями, теперь скачут по «поляне», а когда услышат слово «Стоп!» изображают сказочных животных-статуэтки.

___Почему-то при телевизионщиках больше всех на поляне оказалось «зайцев», и только двое детей изобразили экзотических животных: носорога и страуса (явно не из наших сказок, а каких именно я в суете порасспрашивать не сообразила).

ХХ

___Затем обе команды сели на ковер. Выбрали из каждой команды самого высокого. Они вставали друг около друга и сравнивали себя. (Интересно, что Женя Корнеев хотел выйти как  «самый высокий», но я сказала, что люблю справедливость и что сейчас начнём все вместе разбираться. И подозвала к нему девочку, которая явно на голову была выше его. И дети наперебой ему стали говорить, что Юля выше. И Женя с ними согласился.)

___Остальные объединились по парам. А посыльные пошли выбирать для своих команд книжки с русскими народными сказками, лежащими в большом изобилии на столе (учителя начальной школы отдали мне в музей все книги, которые у них в классе были прочитанными, дубликатами или лишними): для каждой пары по книжке. А сами тоже организовали пару «самых высоких».

___Восьмое задание: открыть книгу, выбрать одно предложение и вдвоем – дружным хором – прочитать его.

___Дети тут же принялись увлечённо искать предложения. Потом начались парные «читки».

___Замешательство было только у одной пары – они дошли до двоеточия и остановились. Я почувствовала, что смысла в прочитанном нет. Пришлось подойти и заглянуть в книгу. Оказалось, что дальше была прямая речь, оформленная с красной строки, что и сбило их с толку. Я объяснила, почему нужно продолжить чтение, что они и сделали.

ХХ

___Предложила детям выбрать место и сесть за стол (было две «тройки» и одна четверка»). А потом посыльному подойти за новым устным заданием.

___Поясню, что в первом классе детям еще трудно выбирать посыльных. Они все рвались в «бой». Поэтому я предложила им выбрать посыльных с помощью считалочки. Все команды так и сделали. В результате ко мне подошли самые что ни на есть полноправные посыльные.

ХХ

___Девятое задание: дорисовать героев сказки, выбрав  из готовых  сказочных героев, сделанных на прошлом занятии. Но условие, чтобы была другая сказка, а не та которую,  в прошлый раз показывали эти исполнители.

___Объясняю, что недостающих для выбранной сказки героев нужно самим нарисовать, вырезать их  и потом приготовиться к показу теневого театра. (Время три минуты.)

___Включаю запись П.И.Чайковского «Январь». Дети увлечённо работают. Быстро договорились между собой  кто и что рисует (каждой пары специально было выдано по ОДНОМУ листу). Я всегда  даю один лист на всю команду, чтобы дети умели договариваться, сообща распределять между собой задание. Чтобы у них начиналось общение в команде (пусть даже споры – «притирка» характеров на чём-то должна же происходить).

___Уже с первых занятий стараюсь приучать детей к совместной работе, к планированию совместных действий. Иногда бывало и так: каждый рисует свое  на большом листе и это явно видно, не общий рисунок (например, на рисунке оказываются два солнца или дома нарисованы вверх ногами по отношению друг к другу). Потом дети начинают объединять свои задумки единой темой. Приступая к изображению героев или сюжета, они уже сначала договариваются между собой. (Я заметила, что когда мы рисуем на асфальте мелками – дети быстрее понимают, что рисунок должен быть общим).

ХХ

___Рисовали  все. И вырезали тоже все.

___Правда, Катя Улеманова сначала попросила отдельный лист для себя. Но я сказала, что лист для рисования – у всех – один на двоих. И через минутку смотрю – она старательно уже вырезает домик, нарисованный кем-то из товарищей.

ХХ

___Напомню, что было три  команды: две «тройки» и одна «четверка». Все приготовили по сказке. Названия команд, выбранных самими детьми, соответствовало подготовленным сказкам: «Теремок», «Три медведя», «Колобок». Первая команда была готова раньше всех.

ХХ

___Началось представление.

___У детей было столько эмоций! Как за ширмой, так и в зрительном зале.

___Случилось, что по ходу сказки зрителям даже пришлось выручать товарищей из другой команды (когда те впопыхах не могли сначала найти свой теремок, а потом медведя).

ХХ

___За ширмой ежесекундно и на полном серьёзе кипела очень ответственная работа. По-деловому и на ходу распределялось, кто какой фигуркой управляет. Чтобы на экране всё было зрителям понятно, артисты трудились за ширмой дружно и слажено. Меня это очередной раз порадовало. Приятно видеть, когда дети могут договориться друг с другом, когда никто не остается не охваченным работой, когда все вокруг находятся в приподнятом настроении.

___Подчеркну, что на этот раз зрители наблюдали за сказками соседей с очень большим интересом (видимо присутствие гостей сказалось, а самое главное – задействованность бумажных героев, сделанных своими руками в прошлый раз; ведь их поделки не только были сохранены учительницей[!], но и оказались, в новых «предлагаемых обстоятельствах», в компании новых «героев» и даже в новых руках[!] – всё это не могло не сказаться на глубине, подлинности и «личностной ориентированности» возникающих у зрителей сопереживаний).

___А уж как разнообразно и интересно дети передавали голоса зверей: медведя, лягушки, зайца, лисы – как настоящие артисты! Конечно, это была самая  кульминационная часть занятия (как по одну, так и по другую сторону экрана!).

ХХ

___После показа театра, я вспомнила, что заготовила еще одно задание. И попросила детей вспомнить о своих прежних пятёрках (кто с кем был в какой команде).

___Когда все разобрались с командами-пятёрками, дети подошли к двум мольбертам. На каждом было по две иллюстрации к сказкам (но одна  к  сказке народной, а другая к авторской).

___Посыльным от каждой пятёрки объяснила одиннадцатое задание: убрать с мольберта иллюстрацию к авторской сказке, оставив – к народной.

___Но почему-то дети выполнили задание с точностью наоборот. (Я думаю, дети устали, а потому и не поняли, что оставить, а что снять с мольберта. Может быть, им так непонятно объяснили посыльные. Или эти посыльные меня поняли неправильно. Посыльные же выбирались считалочкой!).

___Поэтому у нас возник повод разобраться и «вернуть» всё на свои места. Я думаю, что хорошо, что произошло это замешательство (ведь советуют же на сайте ОТКРЫТЫЙ УРОК «не разжёвывать» задание и не стремиться к его всё более и более чёткому повторению см. Пять «вредных» советов учителю, которому надоело вести скучные уроки).

ХХ

___На занятии  дети много что успели сделать, потренировали себя во многих видах деятельности. Из 133 зайцев, за которыми я наметила погнаться, с десяток, наверно, поймали.

___Если корреспондент передаст запись с моего занятия, отошлю сразу на сайт. (Когда я звонила в редакцию ТВ, то мне сказали, что наш материал покажут в четверг в 19-45 на телеканале «Подмосковье» в тележурнале «7 дней»).

ХХ

___Потом корреспондент брал у меня интервью. Вкратце я рассказала, сколько лет мы занимаемся этим стилем обучения, в каких классах, какие учителя и по каким предметам в школе используют приёмы социо-игровой педагогики.  Что В. М. Букатов – профессор,  доктор педагогических наук – руководит нашей работой.

___В этот же день за час перед моим занятием (то есть на втором уроке по расписанию) Травина О.П. тоже давала свой открытый урок математики для учителей по социо-игровой методике. Урок прошел замечательно. Изучали новую тему.

___С уважением,

Людмила Петровна.

.

.

.

Сам себе РЕЖИССЁРДОП.образование (кружковая работа)

[2] Сам себе РЕЖИССЁРГПД

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вас, в этом материале заинтересовал тот или иной методический ход, элемент, прием и в своей работе вы использовали его, то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с посетителями сайта своим рассказом (без каких-то особых прикрас) о том, что получилось, а что нет…

ХХ

1 comment to ОТКРЫТЫЙ УРОК для местного TV (1кл)

  • Бархаткина Вера Александровна

    Людмила Петровна огромное спасибо за интересное занятие. Очень понравились многообразные задания, которые выполняли дети, особенно:
    – глазами нашли себе пару;
    – построились по количеству пуговиц.
    Буду использовать в своей работе. Занятие прошло в спокойной и доброжелательной обстановке.
    Дети с удовольствием участвовали в создании «Теневого театра» и совсем не замечали посторонних людей (корреспондентов, воспитателя, зам.директора по воспитательной работе) и телевизионной камеры.
    Людмила Петровна мне у Вас еще учиться и учиться. СПАСИБО.
    Воспитатель ГПД Оболенской СОШ Бархаткина В.А.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика