Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Из 2 главы: о планировании (А.Арчагов)

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих достижениях в социо-игровой стилистике →  Изучение КИТАЯ и социо-игровая «режиссура урока»

_______________________________________________

ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО СТИЛЯ ВЕДЕНИЯ УРОКА ГЕОГРАФИИ В СТОЛИЧНОЙ И ПОСЕЛКОВОЙ ШКОЛЕ

Фрагменты из дипломной работы по педагогике выпускника географического факультета МГУ

Арчагова А.О.


Из главы 2: Разработка плана урока и контрольного опросника по «восприятию урока»

Для проведения исследований в соответствии с целями и задачами дипломной работы  был разработан план урока географии Китая в подчёркнуто (или даже – утрированно) социо-игровом стиле обучения и проведены однотипные уроки в 8 классах городской и поселковой школы. В качестве примера городской школы была взята московская общеобразовательная школа № 1450. В качестве примера поселковой школы была взята школа Оболенска. Оболенск — посёлок городского типа в Серпуховском районе Московской области. Численность населения: 5,3 тыс. человек (2009). В соответствие с вышеизложенными правилами социо-игровой педагогики и драмагерминевтики был составлен следующий план урока географии для 8 класса

2.1 План интерактивного урока географии в 8 классе

Запланированный объем нового материала составил 15 страниц учебника В.П.Максаковского: География. 10 класс. Экономическая и социальная география мира: учебник для общеобразовательных учреждений. М. 2009.

Так же в процессе работы планировалось использовать учебник «География материков и океанов. 7 класс» (Коринская В.А.), цветные маркеры (синий, желтый, красный, черный), бумагу, веера китайские.

2.1.1. Краткое изложение учебного материала

Отобранный материал представляет собой раздел учебника 10 класса,  посвященный Китайской народной республике. В разделе рассказывается о географическом положении Китая, его населении, промышленности, сельском хозяйстве, ресурсах страны.

Китайская Народная Республика  или просто Китай — государство в Восточной Азии, крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,5 млрд., большинство населения — этнические китайцы, самоназвание — хань); занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде.

Со времени провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 правящей партией является Коммунистическая партия Китая (КПК). Существуют также еще восемь зарегистрированных политических партий, тесно связанных с КПК (Максаковский В.П.).

Китай расположен в Восточной Азии. С востока КНР омывается водами западных морей Тихого океана. Площадь территории Китая составляет 9,6 млн км². Китай является самой большой страной в Азии и третьей по площади страной в мире, уступая только России и Канаде. Время опережает московское на 4 часа летом и на 5 часов — зимой.

Суммарная длина сухопутных границ Китая составляет 22 117 км с 14 странами. Побережье Китая тянется от границы с Северной Кореей на севере до Вьетнама на юге и имеет длину 14 500 км. Китай омывается Восточно-Китайским морем, Корейским заливом, Жёлтым морем и Южно-Китайским морем. Остров Тайвань отделён от материка Тайваньским проливом (Максаковский В.П.).

На 2010 год экономика КНР занимает 2 место в мире по величине номинального ВВП, обогнав Японию, и 2 место по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности (Максаковский В.П.).

Согласно Конституции КНР является социалистическим государством, однако около 70 % ВВП обеспечивается частными предприятиями. В соответствии с поправками к Конституции, принятыми в 2004 году, частная собственность является «неприкосновенной». Официально КНР называет свой нынешний экономический строй «строительством социализма с китайской спецификой». Оценки отдельных экономистов о формах экономики в Китае сильно разнятся.

В Китае живут около 55 различных народов — каждый со своими обычаями, национальными костюмами  и во многих случаях с собственным языком. Но при всем их разнообразии и богатстве культурных традиций — эти народы составляют лишь около 7 % населения страны, главную часть которого образуют китайцы, называющие себя «хань». Модернизация общества и межнациональные браки неизбежно ведут к стиранию различий между этническими группами, и тем не менее многие из них гордятся своим наследием и остаются верными обычаям и верованиям. Красивые обряды и праздники привлекают зарубежных гостей.

В Китае большое разнообразие земельных ресурсов, однако гористых местностей много, а равнин мало. Равнины составляют — 43 % всей земельной площади страны. Пахотных земель у Китая 127 млн га, а это приблизительно 7 % всех пахотных земель мира. У Китая огромная прибрежная морская полоса. Его мелководные рыбные угодья занимают 1500 тыс. кв.км. и составляют четверть всех мировых мелководных угодий (Максаковский В.П.).

Китай с давних пор является аграрной страной, но с 50-х годов прошлого века он приступил к широкомасштабной индустриализации. В начале 80-х годов доля сельского хозяйства в ВВП составляла примерно 32 %, но затем стала постепенно снижаться и в 2001 году упала до 15,2 %. Сельские труженики, удельный вес которых в общей численности занятых снизился с 70,5 процента в 1978 году до 50 %, насчитывают теперь около 365 млн. чел. В Китае земля является государственной и коллективной собственностью. В конце 1978 года и прежде всего в деревне началась реформа. Благодаря ей быстро распространилась новая хозяйственная система — семейная подрядная ответственность, увязанная с результатами производства. (Максаковский В.П.)

2.1.2. Приёмы, отобранные для «подготовительного этапа» урока

Для настройки на работу отбирались упражнения из Хрестоматии социо-игровых приемов («Я иду на урок» Букатов В.М., Ершова А.П.) Было выбрано упражнение «Эхо» (с. 14-15). При этом упражнении ученики отвечают на звуки учителя дружным эхом. Например, на хлопок преподавателя (или ритмический узор из нескольких хлопков) классу удается ответить дружным хлопком в том случае, если все присутствующие не замкнуты на себе, а открыты для работы с другими.

Перед этим упражнением класс будет разделен на 2 группы справа и слева от учителя. Одна группа выполнит роль судей.

После нескольких хлопков группы поменяются ролями.

Время проведения 2 – минуты.

.

Деление на команды. Для деления на команды мы планировали использовать следующий способ: детям будет предложено выстроиться у доски по номерам их квартир в порядке возрастания.

Время выполнения задания – 2  минуты.

Преподаватель будет постоянно напоминать детям о времени. Фальстарты детей за начало не засчитываются и останавливаются.

После построения учитель предложит детям рассчитаться на первый, второй, третий, четвертый и.т.д (в зависимости от числа человек, таким образом, чтобы получилось 4 команды по 4-6 человек).

Все первые номера образуют одну команду, вторые – вторую и.т.д.

Далее, команды оформляют свое рабочее место (сдвигают парты, делают рабочие «гнёзда», ставя столы буквой «Т»).

.

Название и символ команды. Перед учебными заданиями команде будет предложено составить свое название. Название команды формируется при сложении чисел дней рождения всех членов команды. Например, Вася родился 30 мая, Петя 20 февраля, а Маша 1 апреля, таким образом их название команды было бы 30+20+1=51.

Так как темой занятия была география Китая, каждой командой в качестве символа будет предложен на выбор один из китайских вееров, заблаговременно подготовленных учителем. Название каждой команды пишется на доске.

Время выполнения 4 минуты.

.

2.1.3. Драмогерменевтическое введение в «тему урока»

Повторение пройденного материала. Для учеников 8 класса мы планировали сделать повторение материала 7 класса про Китай. Подчеркну:  в юмористическом окрасе, т.к. речь идет о 7 классе (а не о предыдущем уроке).

В качестве введения учитель покажет учебник географии 7 класса, в котором они изучали раздел про Китай. Учеников он спросит: «Занимались ли они по этому учебнику?» если ученики ответят «Нет», учитель задаст новую формулировку: «Но кто-то из семиклассников по нему же занимался. Поэтому вы можете представить, чему про Китай учебник 7 класса его научил? Перечислите на листочке те темы про Китай, которым – по мнению вашей команды – учит этот учебник 7 класса».

Время выполнение – 3 минуты.

.

После произнесения «Стоп», каждая из команд считает число пунктов в своем перечне и посылает посыльного к доске, чтобы он написал это число (под номером своей команды).

Сужение разговора о «содержании учебных тем» до выяснения формального количества пунктов является принципиальным в социо-игровой «режиссуре урока». Оно делает возможным втянуть в разговор всех учеников вне зависимости от их успеваемости. А уже втянувшись, они могут обнаружить «залежи» тех знаний, которые – как многим казалось вначале – у них совсем не было.

Когда на доске появятся числа, будет произведено сравнение и команду, написавшую самое большое число пунктов, учитель попросит озвучить (перечислить) пункты. Другие команды будут соглашаться или нет с оглашаемыми пунктами. Если повезёт – возникнет естественное обсуждение.

Если оспариваний других команд не будет, то самый длинный перечень будет доведён до всеобщего внимания. После чего выясним, если ли у какой-нибудь команды пункт не попавший в перечень победителя. Вместе составляем «полный» перечень.

Время проведения – 5 минут.

.

Задания по карте Китая. В продолжение углубления/выуживания полученных знаний (по Букатову) каждую команду учитель попросит прислать посыльного. Они получат цветные маркеры и по одной контурной карте Китая (с близлежащими территориями) на команду. Задание:

– подписать все граничащие с Китаем государства (черным цветом)

– прочертить их границы (желтым)

– подписать все моря омывающие Китай (синим).

Время выполнения – 2 минуты.

.

Командные проверки задания. После завершения выполнения предыдущего задания сигнал учителя:

– Всем командам встать! Карту оставить на этом месте, а самим пересесть на рабочее место соседней команды! Проверить правильность работы соседей и поставить им оценку.

Команды возвращаются на свои места. Знакомятся с мнением проверявших.

Далее командам будут раздаваться  заполненные карты «Китая и прилежащих территорий».  Они повторно осуществят проверку правильности своей работы и проверявших. И выставят новые оценки.

Все оценки будут записаны посыльными на доске под номером соответствующей команды. Затем команды смотрят свои оценки и, если считают нужным, оспаривают их и/или обсуждают.

Время выполнения – 4 минуты.

.

2.1.4. Социо-игровые приёмы изучения «нового материала»

Далее планировалось объявить: «Сегодня мы будем заниматься по учебнику 10 класса».

Следует демонстрация учебника 10 класса (издалека). Показ страниц, посвящённых учебному материалу о Китае.

– Как вы видите в учебнике 7 класса абзац, посвященный населению Китая, совсем маленький, а здесь в учебнике 10 класса он значительно больше. Как вы думаете, что нового появилось в этом учебнике? Какие новые темы окажутся в нём освещёнными? На «командном листочке» составьте перечень этих новых тем.

Выполнение – 3 минуты.

.

После произнесения «Стоп», каждая команда считает число пунктов, которые у них вошли в список и послает по одному посыльному из команды к доске, чтобы написать это число.

Здесь мы запланировали повторить прием из 2.1.3. То есть будет производиться сравнение полученных чисел, и команду, написавшую самое большое число пунктов, учитель попросит перечислить пункты. Победившая команда хором произносит пункты. Другие либо оспорят их, либо согласятся. (В случае несогласия других команд с какими-либо пунктами, производится обсуждение.)

Время проведения – 5 минут.

.

Командные взаимопроверки. Далее по нашему плану посыльным раздается исходной материал, то есть по одному учебнику на команду (далее как в 2.1.3).

.

Процедурные блуждания по новому материалу. По учебнику 10 класса учитель попросил выполнить ряд простейших БЛИЦ-заданий (на скорость, с записью на доске и со сличением результатов):

– посчитать количество предложений на указанной странице

– найти самое длинное слово на этой странице (сколько букв?)

– сколько слов на странице, в которых есть буква «р»?

– посчитать количество глаголов во втором абзаце

В результате выполнения этих БЛИЦ- заданий происходит так называемое драмогерменевтическое блуждание. «Блуждание» – один из самых неожиданных  и весьма результативных приемов социо-игровой педагогики. Суть упражнения в том, что ученики выискивают за короткий срок в заведомо неизвестном тексте (но ограниченном особо оговорёнными рамками: «от сих до сих») какую-либо блиц-информацию (по заданию учителя). Задание развивает умение «находить» нужную информацию (и обобщать за короткое время).

Время проведения – 5 минут.

.

По ходу задания ученики всё время то копаются в тексте, то ныряют в него (например, выискивая ошибки то соседей, то свои), не только выуживая знания по географии Китая, но и невольно закрепляя их.

.

2.1.5. Завершение урока

Для завершения урока было запланировано краткое знакомство учеников с интересными факторами о Китае, почерпнутыми учителем-гостем (то есть лично мною)  во время годовой стажировки в Поднебесной.

За 10 минут до звонка, раздаётся опросник, который ребята заполняют пока не прозвенит звонок.

.

2.2 Разработка опросника для восьмиклассников

Для выявления и анализа «обратной связи», то есть ученических восприятий интерактивного и классического стиля проведения школьного урока был составлен специальный опросник, который состоял из 19 вопросов разного типа (см. Приложение 1). Опросник раздавался на отдельном листке каждому из учеников.

Требования, по которым разрабатывался  Опросник, исходили из того, что один и тот же опросник будет предъявлен не только после урока географии, но и после урока по другому предмету (в Москве таким уроком стол урок по русскому языку, в Оболенске – по физике), то есть содержание его вопросов должно быть универсальным и не содержать вопросы на конкретные знания учеников по географии.

Поясним, что после консультации научного руководителя было решено, что для повышения достоверности получаемых результатов мы проведем два опроса:  после своего урока и после одного из традиционных и привычных ученикам уроков (который будет проводить их собственный учитель). Сравнивая ответы школьников на одни и те же вопросы после экспериментального и обычного урока мы сможем получить более или менее достоверную информацию по интересующей нас проблеме. Так как мы не знали какой урок будет проведен в традиционном стиле, и кто из учителей его будет вести, то в опроснике мы убрали все формулировки, связанные с конкретным предметным содержанием  прошедшего урока. Повторим, что по какому именно предмету будет традиционный урок, – заранее было неизвестно, поэтому составлялся «универсальный» опросник.

Во-вторых, мы старались, чтобы содержание контрольного опросника получилось с одной стороны не совсем серьезным (чтобы точнее можно было бы выявить эмоциональную реакцию детей на прошедший урок), а с другой стороны – не совсем уж и пустяковым (чтобы дети смогли бы ответственно подойти к ответам на поставленные вопросы). Не случайно было решено, что каждую страницу ответов нужно будет подписывать, но не именем и фамилией, а Ник неймом (кличкой) ученика, но параллельно с этим на другой стороне листа с ответами нужно было ученикам указать свой адрес электронной почты.

Составленные вопросы делились на несколько блоков. Первый блок вопросов связан с информацией по усвоению пройденного материала и получению новых знаний. Другой блок вопросов – с личными впечатлениями от урока. Третий блок вопросов – с субъектными оценками коммуникационных актов во время урока и уровня интерактивности происходившего. Четвертый блок вопросов был посвящен субъективным оценкам временных характеристик урока и его деятельностной насыщенности

Подчеркнём, что вопросы из разных блоков были частично перемешаны.

.

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих достижениях в социо-игровой стилистике →  Изучение КИТАЯ и социо-игровая «режиссура урока»

.

Яндекс.Метрика