меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Счастье и «выученная БЕСПОМОЩНОСТЬ»

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»Бим-Бад: ПРОСТО о сложном
Сам себе РЕЖИССЁРКЛАССНЫЙ ЧАСyчительская ПОДСОБКА
Сам себе РЕЖИССЁРРОДИТЕЛЬСКОЕ собраниеучительская ПОДСОБКА

_____________________________________

.
Борис Михайлович
Бим-Бад

Счастье и «выученная беспомощность»

«Если хочешь быть счастливым, будь им»

по материалам кн.: Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика: просто о сложном. Москва-Воронеж: МПСИ, 2010 // адрес эл. версии: http://www.bim-bad.ru/biblioteka

С О Д Е Р Ж А Н И Е

(§1) Как вырастают беспомощные люди

(§2) Четыре правила по профилактике выученной беспомощности

›х‹›х‹›х‹›х‹›х‹›х‹

(§1) Как вырастают беспомощные люди

Вынесенная в подзаголовок нашей беседы формулировка есть тезис № 80 из «Плодов раздумья» Козьмы Пруткова*. В этом, казалось бы, шуточном парадоксе предвосхищено множество открытий современной психологической науки.В том числе – открытие выученной беспомощности.

*Козьма Прутков — вымышленный персонаж, «авторская маска», персонифицированный псевдоним, весьма удачный «бренд», объединявший ряд сатирико-юмористических произведений А.К.Толстого (1817-1875) и его двоюродных братьев Жемчужниковых — Алексея Михайловича (1821-1908), Владимира Михайловича (1830-1884) и Александра Михайловича (1826-1896). Популярность Козьмы у разных поколений читателей огромна по сей день. Его помнят, его цитируют, о нём говорят.
См.: ПЛОДЫ РАЗДУМЬЯ: мысли и афоризмы (фрагменты) / Козьма Прутков

Почти полвека назад было экспериментально установлено (Мартином Селигманом), что беспомощности довольно легко научиться. Человек довольно быстро приобретает неуверенность в своих силах.

Беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а неконтролируемость этих событий. Существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.

Мартин Селигман
[открыть в новом окне]

Если человеку постоянно говорить: «ты глуп», «у тебя нет способностей к тому-то и тому-то», то он поверит, сложит крылышки, найдет кучу удовольствий в ничегонеделание, станет профессиональным неудачником и расслабленным во всех отношениях человеком.

Беспомощность влияет и на активность иммунной системы человека, на способность организма противостоять болезням, а значит – и на долголетие.

Если человека сталкивать по преимуществу с неразрешимыми задачами, то у него наступает торможение моторной активности, ослабляется мотивация к деятельности, теряется способность к научению, появляются телесные расстройства. Человек оказывается не в состоянии справиться с задачами, которые в других условиях решил бы играючи.

Выученная беспомощность, возникнув в одной сфере жизнедеятельности, переносится на другие – происходит отказ от попыток решения задач, которые могут быть решены на основе внутренних ресурсов. Часто возникают депрессии.

В психодиагностике неоднократно фиксировался феномен последующего снижения тестовых достижений в тех случаях, когда испытуемому сообщался ложный результат – ниже его реального уровня и ниже уровня его притязаний.

Такова же психология социальной и экономической беспомощности людей без поддержки власти. Люди ищут знаков внимания от власти, рассчитывают на ее ресурсы, они не готовы морально и экономически работать как партнеры власти.

Таковы и болезни внушения (ятрогении), когда авторитетный в глазах больного врач неосторожным высказыванием лишает пациента уверенности в выздоровлении.

Пораженный выученной беспомощностью человек считает себя самым несчастным на свете. Беспомощность легко входит в химическое сродство с потребительством. Начинается «уход в болезнь неудачничества» – когда несравненно легче ничего не делать, чем предпринимать усилия. Воля постепенно атрофируется.

Наукой открыты этапы деградации личности. На первом – формирование «пешки», ощущения своей полной зависимости от других сил. На втором – создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости. На третьем – возникновение чувства вины, ярости и стыда. На четвертом – сохранение «священных основ»: человек запрещает себе даже задумываться об основополагающих посылках своей идеологии; картина мира упрощается: сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся неизменных формул.

Те же явления наблюдаются и в школьной практике. Когда ученика убеждают в его неспособности решать задачи, может серьезно нарушиться процесс решения задачи. Ориентированные же на достижение успеха дети реагировали на неудачу в первую очередь размышлением о том, как рациональнее организовать процесс решения задачи.

Открытие преимуществ и благ умного оптимизма. Что представляет собой альтернатива беспомощности, какое качество делает людей более устойчивыми к неблагоприятным событиям? Мартин Селигман, тот самый психолог, который открыл феномен выученной беспомощности, позже назовет это качество оптимизмом.

Именно приобретенный в успешной борьбе с трудностями оптимизм служит причиной того, что временные непреодолимые трудности не снижают мотивации к активным действиям, точнее – снижают ее в меньшей степени, чем это происходит у пессимистичных персон, более склонных к формированию выученной беспомощности. По убеждению Селигмана, суть оптимизма состоит в особом способе атрибуции – особом стиле объяснения причин неудач или успехов: оптимист приписывает неудачу случайному неблагоприятному стечению обстоятельств, объясняет своей ошибкой, которую можно исправить.

Степень влияния оптимизма на личную, профессиональную деятельность людей и даже на жизнь целых стран – весьма ощутима.

Оптимизм был известен испокон веков, но в 90-е годы ХХ века оптимизм осмыслили как оптимальную жизненную стратегию.

Выделяются три основных компонента разумного оптимизма:

1) субъективное ощущение счастья (позитивные эмоции – наслаждение, удовлетворение жизнью, чувство близости, конструктивные мысли о себе и своем будущем – оптимизм, уверенность в себе, наполненность энергией, «жизненной силой»);

2) высшие индивидуально-психологические человеческие качества (мудрость, любовь, духовность, честность, смелость, доброта, творчество, чувство реальности, поиски смысла, прощение и сочувствие, юмор, щедрость, альтруизм, эмпатия и т. д. (можно сказать, что позитивная психология занимается тем, что в истории гуманитарного знания называлось «добродетелями»));

3) позитивные социальные институты (демократия, здоровая семья, свободные средства массовой информации, здоровая среда на рабочем месте, здоровые локальные социальные сообщества).

Человеческое счастье не является результатом «работы генов» или «работы судьбы» – человек может жить счастливо, используя присущие ему и составляющие его качественную специфику сильные качества. Только поняв и адекватно используя их, можно действительно помочь человеку достичь удовлетворения жизнью, реализовать все возможности, которые нам дарит судьба, больше сделать в частной жизни (например, для своей семьи), в своей профессиональной деятельности, для общества (локального сообщества и человечества в целом). Высшие человеческие качества составляют также необходимый ресурс для преодоления негативных психических состояний (например, депрессии).

Как помочь человеку обрести и сохранить в себе жизненную силу и волю к будущему?

Когда я (то есть автор этих строк Борис Михайлович Бим-Бад – прим.ред.) учился в седьмом классе, я признался нашей математичке, что считаю себя от природы бездарным вообще, и в математике – в особенности. «Не спешите с обобщениями», – был ответ Эльфриды Моисеевны Абезгауз, одного из самых любимых нами педагогов. – «В девятом классе будете решать даже самые трудные задачи».

Ей нельзя было не верить, а вера творит чудеса. Когда в начале десятого класса я на доске воспроизвел формулу бинома Ньютона, то получил от девочки со второй парты записку в стихах. Там были слова «В твоих глазах ума светило, ты очень милый, милый, милый». Вот что делает успех в математике, обеспеченный верой авторитетного учителя в твои способности. А спустя еще десять лет мне довелось серьезно заниматься теорией вероятностей и математической статистикой.

Помогите человеку поверить, что на самом деле у него все только начинается.

Обучать надобно заработанным успехом, за который необходимо честно похвалить. Одобрение трудно заработанного результата должно следовать как можно скорее, желательно – немедленно по свершении подвига.

Учить надобно на высшем доступном уровне трудностей, как неоспоримо доказал Леонид Владимирович Занков.


Леонид Владимирович Занков (1901-1977)

Но пожалуйста, только с юмором, только без сарказма. И без крайностей: захваливание опасно, недохваленность губительна.

Поощрение должно быть только конкретным. Не спешите с обобщениями. Обобщения так же опасны в воспитании, как и в браке. Забудьте слова «вот всегда ты так». Неправда! – не всегда. Нельзя обобщать ни хорошего, ни дурного. И порицание тоже обязано быть конкретным.

Есть еще один очень важный аспект проблемы. Поисковая активность успешнее стимулируется задачами, не имеющими однозначного решения, а не задачами, ответ на которые полностью предопределен исходными условиями. Чем более «открыта» задача, чем ближе она к творческой и чем дальше от однозначной формальной логики, тем важнее для ее решения поисковая активность.

В статье «Позитивная психология» (Энциклопедия «Кругосвет») Александр Шапиро справедливо утверждает, что выученную беспомощность гораздо легче предупредить, чем лечить: родители должны обеспечить и показать ребенку возможности контроля над внешней средой, должны предоставлять ему синхронную и разнообразную обратную связь – разную в ответ на разные его действия.

Перейдём к изложению предлагаемых в позитивной психологии советов.

›х‹›х‹›х‹›х‹›х‹›х‹ 


(§2) Четыре правила по профилактике выученной беспомощности

В форме простых правил А.Шапиро сформулирует основные 4 принципа поведения, которые помогают окружающим вас «партнёрам по общению» избегать растерянности, несамостоятельности или беспомощности. Эти своего рода рекомендации по профилактике беспомощности уже многократно были опробованы участниками тренингов для родителей и абсолютно безопасны в применении. Повредить ребенку они не могут, хотя, вероятно, и будут означать изменение вашего собственного привычно-автоматизированного поведения, которое субъективно воспринимается вами как самый легкий способ взаимодействия с другим человеком.

(1) Проявляя инициативу (в поведении, поступках, принятии решений) человеку следует помнить, что обязательно будут последствия. Если жизнь стала однообразна и скучна, то это последствие совершённых поступков и принятых решений. И если такая жизнь не устраивает, то познакомьтесь сами и познакомьте «партнера по общению» с разными сторонами реальности, покажите ему, что именно он (она) может жить и по-другому. Предоставьте возможность другому самому найти нужные ему последствия. Не только окружающая среда, но и вы сами создаете последствия. Постарайтесь чаще бывать с ребенком, мужем, женой, сотрудниками – самим собой и своей речью восполнить дефицит последствий.

(2) Собственные реакции на инициативы других должны быть разнообразными. В ответ на разное поведение ваших сотрудников, вашего ребенка или супруга, вы теперь ведёте себя разным способом. Вы злитесь, если он что-то сделал неправильно, радуетесь, если поступки партнера вам приятны, и – вы проявляете свою радость или злость, все многообразие ваших чувств, стараясь указывать точно, с каким именно поведением эти чувства связаны. Не ограничивайтесь обнародованием взысканий, пусть даже – и разнообразных взысканий. Дополните «перечень штрафов» «перечнем поощрений». Старайтесь уравновесить баланс хороших и плохих действий балансом хороших и плохих последствий.

(3) Промежуток времени между чьим-то проявлением инициативы и вашей последующей реакцией должен быть минимальным. Не оттягивайте с реакцией, реагируйте тотчас же и разнообразно. Особенно это важно в случае экстремального поведения, необычно хорошего или необычно плохого.

(4) Случайные реакции лучше постоянных. Действительно, достаточно глупо выглядят попытки постоянно сопровождать любое поведение партнера своими реакциями. Это и не нужно. Множество специально организованных исследований показали, что несистематические и случайные последствия лучше действуют, чем постоянные. Спустя некоторое время ваш партнер сам научится видеть последствия – без вашей помощи. Помогайте ему в этом время от времени. И ваш партнер, ребенок, ваши сотрудники приобретут веру в себя, инициативу и оптимизм.

›х‹›х‹›х‹›х‹›х‹›х‹

По материалам кн.: Бим-Бад Б.М. Психология
и педагогика: просто о сложном. Москва-Воронеж: МПСИ, 2010.

.

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»Бим-Бад: ПРОСТО о сложном
Сам себе РЕЖИССЁРКЛАССНЫЙ ЧАСyчительская ПОДСОБКА
Сам себе РЕЖИССЁРРОДИТЕЛЬСКОЕ собраниеучительская ПОДСОБКА

.

Яндекс.Метрика