меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Mini мастер-класс в Башкортостане

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
Сам себе РЕЖИССЁРЛИТЕРАТУРА

Mini мастер-класс на семинаре
по развитию олимпиадного движения
в Республике Башкортостан

Провела и рассказом поделилась
Гарафутдинова Ирина Маратовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №2» Салавата Республики Башкортостан

Официальная информация

14 ноября 2012 года в  Салавате состоялся республиканский семинар «Итоги всероссийской олимпиады школьников и пути развития олимпиадного движения в Республике Башкортостан», организованный Министерством Республики Башкортостан совместно с Отделом образования Администрации г. Салавата и учебно- методическим центром  Салавата.
В работе семинара приняли участие Д.Р.Мустафина, заместитель главы Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан,  Ф.Я.Хабибуллина, начальник отдела образования Администрации городского округа города Салават Республики Башкортостан,  В.В. Аристархов, заместитель министра Министерства образования Республики Башкортостан, Н.А. Кот, заместитель начальника отдела общего образования и государственной итоговой аттестации Министерства образования Республики Башкортостан, Р.А. Федько,  профессор, доктор исторических наук, первый проректор Башкирской академии государственной службы и управления при президенте Республики Башкортостан, Е.Г. Екомасов,  начальник отдела контроля качества обучения  Башкирского государственного университета, профессор кафедры теоретической физики, доктор физико-математических наук, а также муниципальные координаторы всероссийской олимпиады школьников, специалисты органов управления образованием, руководители методических служб, курирующих работу с одаренными детьми.

На семинаре был представлен опыт работы с одаренными детьми  педагогических работников  общеобразовательных учреждений Республики. На базе лицея №1 была организована работа следующих секций:
1. Здоровьесбережение как условие организации работы с одаренными детьми.
2. Создание условий для профессионального роста педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.
3.  Система подготовки школьников к предметным олимпиадам.
4. Интеграция основного и дополнительного образования в работе с одаренными детьми.

«Диктант на Дружбу» в своей интерпретации

Первое впечатление. Мне была предоставлена честь выступить с мастер-классом в секции «Здоровьесбережение как условие организации работы с одаренными детьми». Пришли мы в лицей №1. Обстановка сама требует  – играй не хочу! Началка всё-таки.
В коридорах мягкая детская мебель, дорожки для ходьбы босиком, игры настольные.

Заходим в класс – там (как и везде у них) идеальные условия для обучения и не только. Зашли, культурно сели…

Люди были из разных уголков республики. Всё директора и руководители,  психолог из лицея, учитель начальных классов (это в её кабинете мы были). До этого пленарная часть была, все видимо притомились.

Вспомнила о постулате «Не бояться быть идиотом». Смотрю, в конце класса большие гимнастические шары с пупырышками и ушками, чтобы прыгать. И так мне на них покататься захотелось! А ведь неприлично…

Обстановка официальная. Но пока ждали руководителей секции из Уфы, несколько человек высказали ту же крамольную мысль, что была и у меня в голове …
Через несколько минут не я одна на них каталась. Ну как дети!

Зато обстановка разрядилась. Появились улыбки на лицах.

Конечно, когда зазвучали традиционные доклады, опять на людей напала скука.
И тут очередь мне выходить с сообщением…

Вышла, решив за короткие 7-8 минуток  предложить присутствующим «проиграть» основные этапы. Решиться мне было очень трудно. Пришлось сжимать всё до минимума.

Несколько слов сказала о нашей экспериментальной площадке. О научном руководителе – Вячеславе Михайловиче Букатове, докторе педагогических наук, профессоре кафедры педагогики Московского психолого-социального университета, действительного члена Академии педагогических и социальных наук.

Обращаясь к собравшимся,говорю: «Мы с вами все разные, незнакомые. Вот так и дети приходят в школу из разных семей, каждый со своими проблемами. Всё это должно остаться за дверью».

Чтобы почувствовать друг друга и настроиться на одну «деловую волну», предлагаю приём «Дружное эхо» – повторить всем вместе хлопки разного темпа и ритма. Хлопаю несложно – не получилось (ещё «не слышат» друг друга). Хлопаю по-другому – уже лучше. Ритм отчеканиваю, усложняю – входят в кураж. Стало почти получаться…

(А на первой парте передо мной директор одной из городских школы, мужчина. Стесняется, но хлопает серьезно!)

И уже в самом конце на РАЗ! – все как один дружный «Хлоп!» Вот сейчас, думаю, с вами уже можно «горы свернуть» (не то, что заготовленный мной древнерусский текст на современный язык перевести).

Рассказываю, что работа в социо/игровой педагогике ведется в малых группах. Но учеников в классе делит не учитель, а например, приём «колечки».

Прошу всех выйти в конец класса (там места у них много) и по количеству хлопков собираться в группки-колечки. (Тот директор со словами «Ой, опять играть!» выскочил в коридор по важному делу, наверное.) 

Очень интересно, что взрослые так же, как дети, сначала стесняются браться за руки. А я говорю, что руки – не разжимать. Да ещё и кричать «Мы готовы!»… 

Когда поделились и группки нашли себе «удобное место» (хотя были и такие, кто хотел вернуться к своему «насиженному гнёздышку»), зову первых посыльных колокольчиком.
Они нерешительно подходят.

А решила я на своём mini мастер-классе  показать, как можно в группе решать сложнейшие задания. На уровне олимпиадных! Ведь тогда в школе не один вундеркинд-олимпиадник будет, а целый класс. 

На филологических олимпиадах одним из непростых заданий является перевод древнерусских текстов. Но невоцерковленным детям, которым не приходится общаться с подобными текстами, с таким заданием справиться трудно.

Разрезаю отрывок о Кожемяке на маленькие части. У новых посыльных – новый кусочек. Который они изо всех сил пытаются запомнить. Естественно, что всё незапоминаемое они невольно заменяют современным языком. А мне это и нужно…

В группах  мы успели записать всего две фразы– времени уже не было. Не успели ни поменяться, ни сходить в гости. Пришлось об этом только упоминать, а не показывать…

Об итогах моих «социо/игровых рисков»

В заключительной части семинара с большой трибуны наш мастер-класс с «Диктантом на дружбу» был отмечен как очень интересный и перспективный.

А потом мы пошли пить в столовую чай с лимонными пирожными…

Поясню, что побудило меня взять именно этот текст.

В одном из сборников для подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку я нашла текст о Кожемяке. Именно поэтому и взяла из него отрывок.

Выделенный текст был «разрезан»  на пять порций в расчёте на пятерых посыльных (а вызвать успели только двоих).

[1]   «Заутра приъхаша печенъзи и свой мужъ приведоша, а у наших не бысть.

[2]   И поча тужити Володимеръ, сля по всъмъ воемъ, и приде единъ старь мужъ ко князю и рече ему:

[3]   «Княже! есть у мене единъ сынъ меншей дома, а с четырми есмь вышелъ, а онъ дома.

[4]   От дътьства бо его ньсть кто имъ ударилъ. Единою бо ми и сварящю*,

[5]   и оному мьнущю усние*, разгнъвавъся на мя, преторже череви рукама».

Потом шёл такой текст (с которым мы поработали, если бы было время):
Князь же се слышавъ радъ бысть, и посла по нь, и приведоша и ко князю, и князь повъда ему вся. Сей же рече. «Княже! Не въдъ, могу ли со нь, и да искусите мя: нъту ли быка велика и силна?» И налъзоша быкъ великъ и силенъ, и повель раздраждити быка; возложиша на нь желъза горяча, и быка пустиша. И побъже быкъ мимо и, похвати быка рукою за бокъ, и выня кожю съ мясы, елико ему рука зая».

хохохохохохохохохохохохохох

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
Сам себе РЕЖИССЁРЛИТЕРАТУРА

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

1 comment to Mini мастер-класс в Башкортостане

  • Людмила

    Ирина Муратовна и Вячеслав Михайлович! Заметила одну закономерность: почти все уроки, построенные по принципам социо-игровой педагогики, получаются незаконченными. Как-то не получается проследить итог, а что же в результате «на выходе» выносят ученики с такого занятия (я говорю о знаниях).
    Я пробую внедрить в свою работу приемы социо-игровой педагогики, но столкнулась с этим затруднением. Даю ли я настоящие знания детям? Или, как многие мои коллеги говорят, в игрушки играю?..
    Хочется почитать об этапах закрепления и контроля, как они должны выглядеть в идеале. Простите, если вопрос некорректный или сумбурный…
    У меня пока неоднозначный опыт применения практики социо-игровой педагогики, но хочется расти над собой, улучшаться…

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика