Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Шулешко Е.Е.: Игра для знаний или знания для игры?

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Методические советы по ОРГАНИЗАЦИИ игровых заданий

________________________________________________________________________

Шулешко Евгений Евгеньевич

[1938-2006]

Пятилетки: Игра для знаний

или знания для игры?

По материалам газеты «Детский сад со всех сторон» (№ 29-30, август 2004)

.

___Особенностью детей старшей группы является их стремление к установлению личных контактов с другими по собственному желанию, стремление к поиску собственных решений для выполнения своих замыслов. Игровая форма организации жизнедеятельности наиболее соответствует устремлениям детей к демократичным формам принятия решений. Испытание на себе того, что по рассказам других может быть и бывает, делает детей настойчивыми в самоутверждении. У них возникает желание самим упорядочивать, изменять известный ход событий. Разнообразие и вариативность во всех дела – наиболее привлекательная для них сторона деятельности.

___К сожалению, взрослый по праву сильного часто захватывает позицию лидера в жизни детей. Для лидера все окружающие – это другие, появление которых для него случайно. У педагогов – безоговорочных лидеров – не хватает терпения дать детям сыграться, разыграться, получить удовольствие от доигрывания, от самой игры, и они при каждом отклонении прерывают детей своими поспешными объяснениями и показами.

___Но смысл «игровых заданий» с нашей точки зрения не только и не столько в том, чтобы детям нравилось учиться, и они усваивали новые знания в ненавязчивой форме. Суть в том, что сами знания становятся предметом активного самовыражения детей, вводятся в их повседневные игры. Так обеспечивается продвижение детей к самостоятельности в работе, а педагог получает время для наблюдений и возможность спокойно ожидать, пока все дети достигнут нужного уровня. Таким образом дальнейшее продвижение становится посильным для всех детей, и на этом основывается радость учащегося ребенка.

.

___Когда предупреждают, что новое дело – трудное, то оно делается «трудным» вдвойне. Поэтому лучше отказаться от подобной «мотивации» нового и предлагать его детям как видоизменение уже известного им дела.

___К тому же любое известное дело правильно сопровождать рассказом о том, как его выполняют другие дети. Взрослый, предлагая что-то новое в известной деятельности, приглашает детей к содействию с собой и с другими детьми и избегает прямого инструктирования.

___А всегда ли ребенок согласиться с предложенным другими детьми или воспитателем игровым заданием? Конечно, нет. Но на самом деле каждый ребенок склонен к признанию согласия. Особенно легко ему признавать согласившимися других. Труднее признавать собственное согласие. Труднее потому, что для него согласие ведет иногда к потере себя. Удержание же образа своей самостоятельности внешне часто выражается видимым несогласием, отказом. Но подлинный отказ связан с безразличием, которое нормальному ребенку чуждо. Он как чувствующий человек постоянно ищет сочувствующих, ищет тех, по отношению к которым он сочувственно признал бы себя согласившимся.

___Прежде всего такими людьми для него являются сверстники. Если педагог слишком резко, неестественно изменил ситуацию, и ребенок не успел или не смог присоединиться к кому-то из присутствующих на занятии, – он помимо желания оказывается в собственном отказе от работы и, как утопающий за соломинку, хватается за образ своей самостоятельности. Взрослому не следует придавать большого значения содержанию как согласия ребенка, так и содержанию его отказа. Для ребенка существеннее не с чем, а с кем он соглашается либо не соглашается. И чуткий педагог всегда сможет увидеть, как ребенка, который ни к кому не смог присоединиться, окружить такой ситуацией, в которой тот смог бы оказаться сочувственно присоединившимся или признавшим по отношению к кому-то из сверстников свое согласие.

.

___Попробуем на примере описать комплексность, синтетичность детского подхода к предлагаемому делу. Представим ситуацию – встречу детей по поводу загадывания слова и его отгадывания детьми. Перед детьми на веревке вывешены 7-9 картинок (между картинами расстояние в 40-60 см) так, чтобы дети могли пройти вдоль них. Выбирают двух ребят, желающих вдвоем пройти возле картин и выбрать на ходу и незаметно для всех других одну картинку.

___ Названия картин всем одинаково известны. Наблюдающие после прохода пары загадывающих делают три попытки отгадать выбранную картинку. Если дети отрицают предлагаемый выбор, то за ними остается тайна названия картинки. Названия могут быть в три или четыре звука. Носителями тайны слова могут быть 3-4 пары.

___Второй поворот ситуации. Те, кто хочет отгадать слово, должны задавать вопросы загадавшим.

___По ходу дела выясняется, кто говорит ответ, разгадку, а кто – вопросы о задуманной картине и ее названии. Например: «Выбрали живое или неживое?», – исходя из представленного набора. «Какой последний звук у вас в слове?» – Ответы: «Согласный», «К».

___Держатели тайны слова помогают тем, что произносят отдельные его звуки: крайние или из середины, договорившись о том, кто промолчит про звуки, а кто – скажет. При этом движениями рук они показывают момент произнесения или умолчания. Такая дополнительная информация привлекает детей к разговору.

___А кто-то из них на основе ответов предугадывает избранное слово. Тогда он должен задать такой вопрос, чтобы ему ответили не уклончиво (дескать: «Бывает и так»), а весьма однозначно. То есть «да» в полном соответствии с изображенным.

___В такой ситуации дети заняты счетом в уме произнесенных и непроизнесенных вслух звуков. Поэтому ненарочито используют все «математические слова»: раньше, предыдущий, рядом, вместе, всего, ровно, последний, больше, меньше, короче. Эти слова в используемых детьми свободных словосочетаниях активизируют «математические представления».

___Другие слова из вопросов активизируют житейские представления. Учет числа гласных звуков активизирует языковые представления. Оценка диалога активизирует объяснительную связную речь.

___Просматривание деталей картинок активизирует наглядно-образное видение (мышление) детей. Неверные вопросы и ответы активизируют коммуникативные представления о правилах игровой беседы.

___Все эти представления становятся опорой беседы тогда, когда загадчики без картинки предложат отгадать слово, лишь указав часть звуков и их месторасположение. И беседа будет непринужденной и заинтересованной для некоторых детей группы. Роль взрослого сводится к участнику, наблюдающему и комментирующему ход разговора, побудителю других детей к встречным действиям, к усилиям воображения всей деловой ситуации. Здесь он – воспитатель.

___Этот пример хорош тем, что делает очевидной неразрывную взаимосвязь нескольких сфер жизни и создание активного отношения к новым ситуациям.

Евгений ШУЛЕШКО

.

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Методические советы по ОРГАНИЗАЦИИ игровых заданий

.

.

Яндекс.Метрика