Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Малыши смотрят выездной спектакль

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА
[2]
Сам себе РЕЖИССЁРПРАЗДНИКИ, УТРЕННИКИ, ОГОНЬКИ
[3]
Сам себе РЕЖИССЁРОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ
[4]
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаОткрытая ЭСТРАДА «Театра миниатюр»

______________________________

Е.А.Аккуратова

Как в московском детском саду №1820 дети смотрели спектакль «Цыплёнок СОЛНЫШКО»

с о д е р ж а н и е

Вступление
Подготовка детей к просмотру спектакля

Робкий опыт работы малышей в тройках «Превратился сам»
Восприятие спектакля малышами

Комментарии к видеозаписи

Реакция детей на интерактивность

«Волшебная палочка»

Показы по памяти

Чем же закончилась история?
О выводах, пожеланиях и планах

видеозапись о том, как в д/с дети смотрели спектакль «Цыплёнок Солнышко»

Е.А. Аккуратова: …Арина, Тёма и Катя голосовали оба раза – и за тучку и за солнышко.
А Стёпа не голосов
ал вообще…

Вступление

Московский детский сад 1820 пригласил в гости ТЕАТР имени ГОМЕРА со спектаклем по сказке Татьяны Ярыгиной «Цыплёнок СОЛНЫШКО».

И мы решили понаблюдать, что происходит с детьми в момент просмотра спектакля? В какие моменты они замирают, полностью поглощённые происходящим, в какие – отвлекаются. Можем ли мы по их поведению увидеть – внимательны они или нет? Увлечены происходящим в спектакле или думают о чём-то другом? И если отвлекаются на соседей, то когда это происходит? И что остаётся в памяти ребёнка? Могут ли дети потом поговорить о спектакле со сверстниками и как лучше это организовать?

Подготовка детей к просмотру спектакля

В шестой ортопедической группе собрались дети разного возраста от 3х до 4х лет и немного старше 4х. В день показа спектакля по сказке Татьяны Ярыгиной, который должен был начаться в 16.00, мы с воспитателем Нелли Петровной решили, что ребятам будет полезно по социо/игровому окунуться в стихию исполнительского творчества до просмотра спектакля, – глядишь и смотреть будут повнимательней.

Заранее мы приготовили карточки с изображениями тех животных, которых дети во второй половине дня увидят в спектакле. Сели все в круг. Для «настроя» по цепочке похлопали один после другого. Потом по цепочке потопали (это один из вариантов эстафеты у А.П.Ершовой). И я стала задавать вопросы, на которые нужно было, вставая и подняв руку, отвечать «Это я!»

На простые вопросы типа: «Кто сегодня завтракал?» или «У кого дома есть животные» дети отвечали без труда и с увлечением. Группа осмелела, так как поняла, что с заданием им всем справиться легко.

Но тут сразу возникли и трудности. Которые были связаны с тем, чтобы сдержаться и свой ответ на вопрос не выкрикнуть раньше времени.

А вопросы были следующие. Я показывала карточку с изображением какого-нибудь животного и спрашивала:

– Кто знает, как называется это животное?

Все вскакивали и с большим энтузиазмом, выбегая в центр круга, выкрикивали название этого животного. Тогда я перешла на знак-подсказку. Показывая новую карточку, я зажимаю себе рот рукой (мол, молчите, – просто встаньте с поднятой рукой)…

И тут началась умора. Все тоже давай зажимать себе рот рукой. А поскольку молчать трудно, то они сквозь свою руку всё же пытались прокричать показанное животное.

Поэтому, когда встал последний ребенок (и мы поняли, что все знают это название), я попросила группу громко произнести название животного дружным хором.И тут всплеск энергии, прорвавшейся через запрет. Прокричали очень эмоционально.

Вот так, сдерживаясь изо всех ребячьих сил от поспешного ответа, мы хором озвучили все просмотренные карточки. И только на самой последней никто (наконец-то!) раньше времени не выдавил из себя ни звука. Это была большущая победа!

Робкий опыт работы малышей в тройках

Стали делиться на малые группки. В тот день в шестой группе было 9 человек. Получилось три малых группки.

А делились мы на тройки с помощью картинок, разрезанных на 3 части. Довольно быстро каждый участник нашёл свою группку. И даже у всех получилось пристроить свой фрагмент к двум другим, чтобы получилась целая картинка.

А дальше для троек было задание – вспомнить как можно больше названий животных. Предполагалось, что они будут вспоминать в своих тройках и говорить друг другу. Но это совершенно не получилось.

Работали они так: кто что в тройке вспомнил, тот сразу это и выкрикивал. Причём одна тройка дисциплинированно стояла вместе, взявшись за руки. А другие – распались-разлетелись в «свободном полёте»…

Однако некоторое количество животных всё же было названо, и что обрадовало – не тех, которых дети уже видели на предыдущих карточках. Я убедилась, что малыши этого возраста ещё не вполне готовы работать в тройках. И перешла к следующему заданию, а именно к «Превращениям».

«Превратился сам»

Поясню, что в социо/игровой методике есть принципиальный для «актёрского мастерства» момент: предлагая задание на перевоплощение, использовать термин «превращение». А не более привычное, принятое в классической театральной методике: «Представьте себе, что …». Слово превращение гораздо ближе к сути перевоплощения, да и понятней при выполнении задания, чем туманное «Представьте себе, что …».

Сначала я задала самые простые превращения: в то, что им хорошо знакомо. Хотя и индивидуально, но зато сразу всем одновременно (для данного возраста: первое – доступно, второе – полезно).

– Давайте превратимся в дерево… А теперь в дождик… А сейчас в стул… Стол….

Затем задания усложнились: в собаку, в кошку.

И наконец, я стала называть тех животных, которых они должны будут увидеть на спектакле (ведь мы же, взрослые, можем заранее у артистов выяснить, в кого они будут превращаться: прочитать в сценарии или узнать из программки). Итак: курица, цыплёнок, петух, ёжик, белка, сорока, лисёнок.

Это задание всеми выполнялось с энтузиазмом! И даже в некоторых случаях мы увидели завидное разнообразие в изображении детьми этих животных!

На будущее я подумала, что подобную работу стоит попробовать проводить как раз по тройкам. Я шёпотом прошу тройку превратиться, а другие тройки отгадывают. Или тройка получает карточку с рисунком и по её превращению зрители понимают, что было изображено на их карточке…

Восприятие спектакля малышами

Сразу начну с того, что первый выход актрис в роли куриц непроизвольно вызвал неподдельное веселье в зрительном зале. Но вскоре зрители, вытянув свои шейки, замерли. Происходящее на сцене полностью поглотило их внимание.

Сцены из спектакля «Цыплёнок СОЛНЫШКО» (по сказке Т.Ярыгиной) в исполнении Алёны Бродягиной и Дарьи Павловой //режиссёр Влад Костюк //передвижной Театр им. Гомера (Москва)

А некоторые сидели буквально «открыв рот». Причём достаточно долго – примерно половину спектакля.

Наибольшую радость зрителей вызывали моменты, когда действия персонажей были хорошо узнаваемы детьми. Например, на словах «Цыплёнок уже допрыгал до ворот» актриса изображала, как Цыплёнок прыгает. Это действие вызывало у зрителей взрыв добродушного смеха. И когда Пёстренький цыплёнок ябедничал, то дети тоже веселились очень искренне.

Через 20 минут спектакля – как раз когда Цыплёнок заблудился и встретил Ёжика – в зале началось некоторое шевеление. Хотя глаза у всех ещё были прикованы к сцене.

На 23 минуте наблюдаю, что зрители хоть и смотрят внимательно, но уже не скажешь, что «затаив дыхание». Дети сидели смирно, но не как раньше, а немного двигаясь на стуле. То вытягивая руки вверх, то качая ногами. То поёрзывая на своём стульчике. Или оглядываясь на соседей…

После спектакля артисты московского передвижного Театра имени Гомера признались, что в данном садике им было приятно выступать: дети оказались очень отзывчивыми на театральное искусство. И ещё они особо отметили, что воспитатели, когда заводили детей в зал, делали это спокойно, без криков и командных интонаций в голосе. То есть, в основном, атмосфера жизни в саду правильная…

А уж как замечательно и хлопали и смеялись зрители в понравившихся моментах. Ну а в конце спектакля они от всей души наградили актёров благодарными, честными аплодисментами (без каких-либо подсказок со стороны воспитателей, мол, давайте похлопаем).

Комментарии к видеозаписи

Шестую группу – как самых маленьких – посадили в первом ряду. Интересно, что одна девочка с утра громко плакала в группе и кричала, что ни на какой спектакль не пойдёт. Такое ощущение, что она когда-то была напугана «театральным искусством» (сама она говорила, что когда-то поранила ногу в театре, и ей было очень больно).

Но когда пришла её мама, то она успокоилась. И вместе со всеми спокойно пошла на спектакль. И за весь спектакль только один раз оглянулась на свою маму!..

К моему рассказу прилагается фрагмент видеозаписи с реакцией зрителей. На первом плане сидят дети из шестой ортопедической группы в таком порядке слева направо: Глеб (в тёмной мелко-полосатой рубашечке), Егор, Стёпа (в красной футболочке), Ваня, Тёма, Арина (в сиреневой кофточке), Катя, Даная, Лиза и их воспитатель Нелли Петровна (она иногда появляется в кадре).

на спектакле «Цыплёнок СОЛНЫШКО» в д/саду №1820 (Москва, 2011)

Глеб смотрел, не проявляя эмоций. Но очень внимательно. Иногда он оглядывался на зрителей. Как бы проверяя, а как смотрят они? Три раза за спектакль он вскочил, попрыгал немного и тут же сел на место. На поклоне актёров Глеб танцевал.

За Егором на втором ряду сидела, вероятно, его знакомая девочка из другой группы, которая его частенько отвлекала (щипала наверно) и он тогда, оборачиваясь телом к ней, лицом старался оставаться к спектаклю. Чтоб ничего не пропустить! Смотрел с улыбкой. Иногда что называется «открыв рот». И много и громко смеялся.

Стёпа, весь спектакль сидел хмурый. Не понятно было – нравится или нет ему спектакль. Хотя он не отвлекался. А когда артисты, близко подойдя к зрителям, начали считать их, изображая куриц, пересчитывающих своих детишек, Стёпа совсем сжался и опустил глаза в пол. Тогда так в это время дети постарше очень веселились и активно реагировали на действия артистов.

Ваня смотрел внимательно. Отвлекался мало. Иногда что-то говорил.

Тёма несколько раз за спектакль отвлекся (оглядывался на зрителей). Но и он смотрел с интересом. Часто улыбался.

Арина, Катя, Лиза смотрели внимательно, активно реагировали на происходящее в спектакле, смеялись. Катя, можно сказать, почти весь спектакль смотрела, «открыв рот».

Даная вначале сидела, прижавшись к спинке стула, и выделывала какие-то фигуры руками перед лицом. Когда Цыплёнок полетел с пригорка – она заулыбалась. К концу спектакля руки перед лицом не держала. И начала открыто улыбаться.

Реакция детей на интерактивность

В спектакле «Цыпленок-солнышко» есть два интерактивных момента. Они связаны с тем, что зрители сами выбирают какой путь развития историю они будут смотреть дальше.

Актеры спрашивают у зрителей:

– Вы хотите, чтобы Ёжик увидел на небе тучку? Или солнышко?

Зрители поднимали руки. И большинством голосов актёры определяли, как будет дальше развиваться спектакль.

В просмотре, о котором идёт речь, зрители выбрали вариант «солнышко». Выбрали с перевесом голосов примерно раза в два.

В шестой группе Арина, Тёма и Катя голосовали оба раза – и за тучку, и за солнышко. А Стёпа не голосовал вообще.

Затем настал второй момент выбора и актёры снова спросили у зрителя:

– Вы хотите, чтоб Цыплёнок вспомнил, как называется его дом?

Тут почти все были за то, чтобы «вспомнил». Правда, один из мальчиков возражал уж очень усиленно. Он хотел увидеть явно другой вариант.

Необходимо отметить, что не только шестая группа, но и все дети садика 1820 смотрели спектакль внимательно и увлечённо. Они активно реагировали на происходящее действие, смеялись и хлопали в ладоши.

Воспитателям не приходилось говорить ребятишкам:

– Смотрите внимательней!

Но иногда некоторым из них всё же приходилось осаживать уж очень активных зрителей. Тех, которые в ажиотаже от какого-то эпизода вскакивали с места, тем самым мешая смотреть спектакль детям, сидящим за ними.

«Волшебная палочка»

Утром следующего дня мы с детьми шестой группы стали вспоминать о спектакле «Цыплёнок Солнышко». Нам с Нелли Петровной было очень интересно узнать, что же запомнилось зрителям? Вот как это было.

В тот день в группу пришли все, кто вчера был на спектакле (кроме Стёпы – он заболел). Сели в круг.

На первый вопрос:

– Покажите на пальчиках, сколько вчера было артистов?

Все показали два пальчика. Только Егор – три. Я догадалась, что он посчитал ещё и режиссёра (он на спектакле включал музыку).

На вопрос: «Кто помнит, в каких зверей превращались актёры?»– все ответили игровым кличем: «Это я!»

И тогда мы стали играть в игру «Волшебная палочка». Говоришь, какое животное или птицу видел вчера в спектакле и вручаешь «волшебную палочку» соседу или кому хочешь. А тот тебе отвечает «Да!», если согласен. И берёт палочку и идёт к другому участнику, чтобы назвать «своего» персонажа!

Подчеркну, что все четырёхлетние дети каждый раз называли ещё не звучавшее имя. А те, кому было ещё только три годика, повторяли имена, уже сказанные ранее.

Однако в результате они вспомнили всех персонажей спектакля. Даже Глеб, который сложно привыкает к детсадовской жизни и пока на занятиях всё больше молчит, еле слышно, но так-таки произнёс: «Цыплёнок».

Самое интересно в этом упражнении было смотреть на то, как дети робко и сосредоточенно-бережно несли «волшебную палочку». И затем, вспоминая персонажа, передавали её.

Показы по памяти

Потом мы попытались вспомнить и показать какие звери и птицы были в спектакле?

Видеофрагмент из детского спектакля «Цыплёнок СОЛНЫШКО» московского передвижного ТЕАТРА имени ГОМЕРА (2009, театральн. фестиваль в Волгограде). Эпизод «Перед ГРОЗОЙ»: курицы «не поделили» детей и поэтому разбушевались не на шутку…

Какой Цыплёнок был в спектакле? – так звучал вопрос.

Поясню, что в самом начале спектакля Цыплёнком был обыкновенный клубочек в руках актрис. Дети так и изобразили его. Они свернулись на полу клубочком (хотя накануне показывали Цыплёнка совсем по-другому – скакали на двух ногах).

Ёжика они тоже показали на полу. Хотя в спектакле Ёжик стоял на ногах, растопырив руки как колючки (возможно, ёжик нашим зрителям не запомнился).

Курица – дети сложили руки по бокам и закудахтали.

Белка – запрыгали очень похоже на то, как прыгала Белка в исполнении Алёны Бродягиной – гордо и независимо!

Чем же закончилась история?

Но сначала был вопрос: «С чего начался спектакль?» И Егор тут же выпалил:

– Курочки вышли.

Тогда следующий вопрос я задала похитрее:

– Те, кто помнит, чем история закончилась, подойдите к шкафу!

Подошли к шкафу все ребята, которым уже исполнилось 4 года. А трёхлетние уже подходили узнавать у них – чем же закончилась история в спектакле:

– Сорока (её почему-то все наши участники упорно называли вороной), отвезла Цыплёнка домой.

◊x◊x◊x◊

О том, что запомнил заболевший Стёпа, мы выяснили непосредственно у Стёпы дома. Он вспомнил, что Цыплёнок встретил Белку, Ёжика, Ворону (вместо сороки).

И ответил на вопрос: «Кого встретил Цыплёнок во дворе?»

– Курицу. Это была его мама.

– А почему Цыплёнок плакал потом?

– Дорожку потерял.

– А домой Цыплёнок попал?

– Не попал, только начал…

О выводах, пожеланиях и планах

Мы считаем очень полезным перед просмотром спектакля в детском саду проводить предварительную работу. Она нужна прежде всего для того, чтобы способствовать появлению у ребёнка устойчивого интереса «к другим».

После спектакля ребятам полезно поговорить о персонажах, вспомнить сюжет, прозвучавшие слова и действия персонажей. Пофантазировать о других вариантах в развитии истории или в исполнении какой-либо роли.

Хорошо если эта работа будет организована так, что сюжет и героев начнут вспоминать сами дети (а не воспитатель им напоминает). И если в дальнейшем на занятиях будут организованы возвращения к увиденному спектаклю. Например, в виде «игры в спектакль».

И через некоторое время (примерно через полгода) весьма полезно детям будет посмотреть этот же спектакль ещё раз (ведь дети любят, когда им по несколько раз перечитывают одни и те же книжки).

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА

[2] Сам себе РЕЖИССЁРПРАЗДНИКИ, УТРЕННИКИ, ОГОНЬКИ

[3] Сам себе РЕЖИССЁРОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ

[4] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаОткрытая ЭСТРАДА «Театра миниатюр»

.

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался вам полезным для своей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

1 comment to Малыши смотрят выездной спектакль

  • Здравствуйте, меня зовут Игорь , мы благотворительное движение “ВСЕ ВМЕСТЕ”- http://www.vmeste-help.com
    Мы оказываем помощь детям-инвалидам, детям-сиротам, проживающих в приютах, домах ребенка, детских домах и интернатах ,многодетным семьям, семьям имеющим больных детей, детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
    Скоро Новый Год и мы поедем поздравлять наших ребят в Лухтоново (Владимирская область) у нас там 60 детей.
    ГКСОУ Владимирской области “Лухтоновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,с ограниченными возможностями здоровья”.
    Мы уже купили Всем подарки,нас едет дружная команда,сами мы конечно не артисты,но очень хочется сделать ребятам настоящий праздник!!!!С дедом Морозом и т.д)))Поэтому ,хотел бы обратиться к Вам с просьбой ,не хотели бы Вы поехать с нами и сделать ребятам небольшой праздник!!!Этот детский дом находится в деревне,и поэтому ребята там особо ничего не видят(((Поездка планируется 13 декабря(воскресенье) .Утром едем,вечером возвращаемся обратно в Москву!!!Транспорт у нас есть!!..
    Мы были бы всем помощникам очень признательны и благодарны. От нас благодарственное письмо и размещение в друзьях вашего логотипа у нас на сайте и в наших группах в соц сетях,с сылкой на ваш сайт.Также Мы пишем о Вашем руководителе у нас на сайте в разделе “Мы в лицах” -http://www.vmeste-help.com/мы-в-лицах/
    Если с нашей стороны,что то нужно,то вы напишите….
    Также если у кого будет желание, можете к нам присоединяться :))))
    Мы устраиваем ребятам различные праздники, ездим к ним в гости, поздравляем с Днями Рождения и т.д. Мы будем рады видеть пополнение в наших рядах. В этом году мы будем устраивать большую ёлку в Москве на Новый год для детей-сирот, присоединяйтесь :))))
    ВМЕСТЕ МЫ МОЖЕМ МНОГОЕ!!!!
    С уважением,Шамонин И.О
    Благотворительное движение”Все вместе”
    http://www.vmeste-help.com

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика