Теория РЕЖИССУРА УРОКА → Пять «вредных» СОВЕТОВ учителю, которому надоело вести скучные уроки
Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ
И.Р.Соколовский Новосибирск Объяснение-ЛЕКЦИЯ (взгляд изнутри) К вопросу о реальной эффективности |
Фрагмент из ролика К.Луценко, снятого им |
Здравствуйте, Вячеслав Михайлович!
Я искал видеоматериалы по ТРИЗ (http://ru.wikipedia.org/wiki/ТРИЗ), а нашел в Интернете видео, которое является отличной иллюстрацией ситуации в школе:
1) идет урок ТРИЗ, который должен раскрыть творческие способности школьников;
2) урок идёт без них, так как замкнут на учителя (и ей, наверное, интересно);
3) школьники занимаются тем, что развлекают себя сами.
Доносятся отдельные звуки объяснения и можно понять, о чём там идёт речь. Очень наглядно и узнаваемо. Подчеркну, что снято школьником.
Ситуация знакомая. Интересно тут то, что цель урока – обучать детей творчеству (интеллектуальному и вообще). Однако, они обучаются ему сами и в отрыве от учителя.
Только одна проблема: школьники развлекают себя не совсем приличными вещами. Поэтому и не знаю, пригодится Вам ссылка или нет :−(
________ | . Публичная ссылка на видео «Урок ТРИЗа проходит весело и плодотворно!» . http://vk.com/video5365829_157232808о т к р ы т ь в н о в о й в к л а д к е . |
◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊ (с) Все права сохранены за автором видео (http://vk.com/lucenko). Согласно ГК РФ Ч.4 Ст. 1274. Пункт 2: “Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:(…) 2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью (http://www.consultant.ru/popular/gkrf4/79_2.html) Ссылка на данное видео может быть удалена по требованию правообладателя ◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊ |
С уважением,
Иван Соколовский
.
)))))))))))))))))))))))))))))ооооо(((((((((((((((((((((((((((((((
Из ответного послания Вячеслава Букатова:
с п а с и б о …
… о возможности публикации ссылки → согласен, ситуация «на грани фола»; но формально ни под матерщину, ни под порнографию этот ролик никак не подпадает (да и детишки в классе весьма благовоспитанные)…
дополнительно см. статью: Так что же на уроках способствует распространению ученического невежества?, являющуюся ПОСТСКРИПТУМОМ-2 к статье: «Об учительской иллюзии собственной востребованности и ответной реакции на это учеников: Завершающий ответ В.М.Букатова на вопрос (№120 по списку), присланный ему на сайт Международного фестиваля деятелей образования»
)))))))))))))))))))))))))))))ооооо(((((((((((((((((((((((((((((((
.
Теория РЕЖИССУРА УРОКА → Пять «вредных» СОВЕТОВ учителю, которому надоело вести скучные уроки
Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ
Дорогие коллеги, технология социо-игрового стиля, вне всякого сомнения, интересна и эффективна. Лично мне – нравится. Но я хочу предостеречь Ваших поклонников от ее абсолютизации и (позволю себе неологизм) “идолоизации” (от слова “идол”) её авторов. В Рим, как известно, ведет множество путей (не стану утверждать, что все). Меня очень огорчил не столько видеоролик, сколько комментарий к нему, в котором содержится пренебрежительная усмешка в адрес ТРИЗ. Пожалуйста, никогда не смешивайте технологии, созданные авторами (тоже неглупыми людьми, кстати), и попытки их реализации в массовой практике: одно на другое нередко походит как банан на помидор. Ведь неизвестно, в какую пародию превратится технология социо-игрового стиля в неумелых руках…
Вячеслав Букатов: Уважаемая Елена, полностью с вами согласен. Очень часто всё дело не столько в самом методическом направлении, сколько в последователях. Мне приходилось видеть уроки, которые хоть и обзывались социо/игровыми, но за которые мне было стыдно (в буквальном смысле слова). Так что спасибо за реплику, думаю, что её смысл поможет кому-то из посетителей вовремя понять “где раки зимуют”…
Добавлю, что на мой взгляд “режиссура урока” сочетается с любым направлением обучения (а не только с драмо/герменевтикой). Она помогает любой методике адаптироваться к конкретному классу, подлинным особенностям учеников, к реальному уроку в любой школе. Но если учитель “гнёт” в свою сторону, то урок выходит по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось “как всегда”.
Иван Соколовский: Уважаемая Елена Блинова!
Спасибо за Ваше замечание. К сожалению, проблема “ИДОЛизации” есть всегда. И то, что социо-игровой подход кажется мне интересным и привлекательным – это факт. Однако, это не значит, что всё, что мне кажется – это истина в последней инстанции.
Так и Вам, возможно, показалась “усмешка в адрес ТРИЗа” в моей “реплике”. Не знаю, удастся ли мне развеять эту “кажимость”, но хочу Вас заверить, что к ТРИЗу я отношусь весьма положительно (иначе бы не искал информацию). Весьма положительно отношусь и к этой учительнице (достоинство данного видео заключается в том, что на нём ни одного человека нельзя достаточно точно идентифицировать, поэтому оно не задевает и не оскорбляет ни одного из участников сцены, в том числе и её). И очень положительно отношусь к “паршивцам”, которые затеяли эту “шкоду” (именно благодаря им мы получали простую и наглядную иллюстрацию, как ХОРОШИЙ урок может выглядеть со стороны учеников).
Ценность этой небольшой ученической “домашней работы” заключается в том, что она показывает, что если организовать 1)движение учеников; 2)смену мизансцен; 3)работу в группах, то всё может пойти на уроке иначе. Например, группа у них уже есть: один шалит, другой снимает. Если организовать движение, то у них не будет точки пространства для этого баловства. Если организовать смену мизансцен, у них не будет времени. И бурная энергия пойдёт в мирное русло. Это, конечно, идеализация.
Вячеслав Букатов: добавлю, что с точки зрения режиссуры информацию можно или выдавать или добывать. Учитель, увлечённо читая лекцию, выдаёт, рассчитывая, что ученики будут добывать «выдаваемые ею знания». Но ученики, беря с неё пример, тоже хотят выдавать (что они и делают). В этой ситуации уступит тот, кто умней. Но скорее всего такого не найдётся. Дети ещё малы и неразумны. А взрослый «ишачит» на программу, на методику, на свои иллюзии. То есть на что угодно, но не на них, не на «здесь-и-сейчас» обучаемых. В этом каверзная парадоксальность того герменевтического круга, ловушка которого поджидает каждого учителя на каждом уроке. Выход – подняться (или опуститься) на другой уровень – и тогда прежняя неразрешимость оказывается иллюзорной. Вот только скакать по уровням – удел немногих. И интуиция им – первый и обязательный помощник. – В.Б.