Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
[2] Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → «Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК
[3] Сам себе РЕЖИССЁР → МАТЕМАТИКА
Оболенская общеобразовательная школа Геометрия 10 класс 12 человек ◊ октябрь 2013 г. Обобщающий урок по теме: «Параллельные прямые в пространстве. Параллельность прямой и плоскости» с новичками в социо/игровой «режиссуре урока» Травина Ольга Павловна Урок был сконструирован и проведён по заданию №1 для учителей-экспериментаторов 2013/14 учебного года (научный руководитель В.М.Букатов) |
С этим классом я работаю первый год. Поэтому, когда им было объявлено, что свой очередной урок геометрии мы проведём на улице, все были в недоумении:
– Вы не шутите?
– А как же мы будем писать?
– А учебники брать?
…и т.д. (о том, как урок по этой же теме проходил в предыдущем 10 классе [16 человек] в мае месяце — откр. новую вкладку)
На улицу (моментально одевшись и переобувшись) вышли с удовольствием. А там было хоть и тепло, но довольно сыро (правда, уже не капало). Настроение у моих десятиклассников – достаточно буйное, но на меня посматривали заинтересованно («режиссура» подобного урока у меня была ещё с прошлого года проверена и отработана; не удивительно, что вся последовательность социо/игровых приёмов работала «как часы»).
Объединились в группы: сначала выстроились по первой букве своего полного имени в алфавитном порядке. Затем рассчитались на 1-3. Все первые номера – одна группа, все вторые – другая, все третьи – третья четвёрка. Все задания эти три группы-четвёрки получали через посыльных (за каждым новым заданием приходил новый посыльный).
Сначала было предложено каждой группке придумать название, связанное с геометрией, и как-нибудь его обыграть. Поясню, что задание это десятиклассники выполняли буквально «на ходу», так как из-за весёлого настроения «деток-малолеток» нам пришлось поскорее уходить из-под школьных окон.
Пока шли – всё придумали! Когда остановились, то по считалочке выяснили, кто будет начинать. (Считалочку предложил молодой человек – до этого никто такую и не слышал! Ну, словом, блеснул!)
Быстро представили «сценками» свои группы:
«Шар в треугольнике»
«Окружность»
«Тупые углы» (здоровой самоиронии им было «не занимать» – см. третью фотку)
Все показы тут же были «расшифрованы», названия четвёрок − установлены.
По ходу дела я попросила отыскать вокруг себя − где-то тут на улице − геометрические тела и фигуры, названия которых использовались в названии команд. Обнаружили фонарь, баскетбольное кольцо, пешеходные дорожки.
Всё это заняло совсем немного времени, но заметно настроило десятиклассников на вполне рабочий лад.
А дальше начали работать по теме «Параллельные прямые в пространстве». Я заранее заготовила задание на листках. Посыльные брали для своих четвёрок по листочку, но задание других групп не видели.
Получив задание, четвёрки разошлись в разные стороны и стали что-то делать. А задание было таким: проиллюстрировать «признак параллельности прямых».
…где же нам найти параллельность?… а вон-тот пример нам не подойдёт?
Одна из групп была очень скованна, боялись книгу из рук выпустить. Очень скромненько подобрали засохшие травинки и что-то попытались из них соорудить.
Зато две другие… Одни подошли к многоствольному кусту и там нашли вполне подходящие прямые. Другие решили своими телами размашисто изобразить нужные объекты.
…кто скажет, что эти три ствола не параллельны?..
Отчёты о выполнении задания принимали все вместе. Каждый из группы отчитывающихся не только что-то изображал, но и говорил.
Выяснилось, что у всех правильно и что все делали одно и то же задание. Но у каждой группы задание было выполнено по-разному! Особо отмечу, что этот этап урока прошёл у десятиклассников с явным интересом (и к выполнению задания, и к вариантам показов соседних групп).
Следующее задание сообщила посыльным устно и по секрету (каждому пошептала на ушко):
– Соорудить живую картинку-загадку, иллюстрирующую «признак параллельности прямой и плоскости».
…как же это проиллюстрировать?..
Здесь все группы фантазировали уже «на полную катушку»! Задание оказалось совсем не сложным, да и времени оно заняло немного. Зато было очень весело! (А я радовалась, что даже в отвлекающих условиях улицы, десятиклассникам пришлось вчитываться в содержание учебника).
Было ещё и такое задание: Известно, что прямые a и b пересекаются, а прямые b и c параллельны. Могут ли прямые a и c : а)быть параллельными; б)пересекаться; в)быть скрещивающимися?
Пришлось ребяткам немного поспорить, потому что одна из групп дала неверные ответы. Убеждали их с азартом. В конце концов, смогли предложить им несколько таких композиций, что сомнения окончательно испарились.
…поиск наглядности & доступности…
…вот теперь понятно…
А потом рисовали мелом на асфальте…
Строили из сухих веток кубы…
Искали скрещивающиеся прямые…
…«стоим» над наглядностью доказательства…
А ещё «всем миром» строили на асфальте сечение тетраэдра плоскостью.
Сорок пять минут урока «пролетели»… Ничего такого особо сложного на уроке мы не делали… Просто сумели всё повторить в «нескучном формате» и без традиционного «Сидяче-Обездвиженного Режима» [СОР по В.Ф.Базарному, который доказал, что телесно-мышечные напряжения школьников, возникающие при обычном режиме школьного обучения дезорганизуют не только сердечно-сосудистые и дыхательные системы учеников, но даже их гормонально-эндокринные системы (что именно для старшеклассников может быть особо чревато…) – прим. Вячеслава Букатова].
…все смотрите, в чём секрет решения задачи о скрещивающихся прямых!..
Так что я уроком вполне довольна – десятиклассники в школу возвращались не только по-деловому собранными, но и (несмотря на пасмурный день) с лучезарными улыбками.
Для просмотра
нажать на выбранный ярлычок фотографии или
Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
[2] Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → «Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК
[3] Сам себе РЕЖИССЁР → МАТЕМАТИКА
___________________________________
Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»
Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…
ВячеславБукатов
Здорово! Очень понравилось. Спасибо!
Думаю, что смогу повторить подобное…
Вопрос: какой это был у десятиклассников в этот день по счету урок?
О.Т.: третий