Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

2.7. Воздействия на ВОЛЮ: приказывать и просить

Букатов. Режиссёрская теория СЛОВЕСНЫХ и БЕССЛОВЕСНЫХ элементов общения [в III разделах] — II.Характеристики словесных воздействий


2.7. Воздействия на ВОЛЮ: приказывать и просить*

(седьмая подглавка из работы В.М. БукатоваРежиссёрская теория СЛОВЕСНЫХ и БЕССЛОВЕСНЫХ элементов общения: II. Характеристики типичных проявлений словесных воздействий (второй из трёх разделов практико-ориентированных экскурсов в теорию П.М.ЕРШОВА)

* Напоминаем, что во-первых, в подглавках, отмеченных астериском, сначала читатель увидит материалы альбома ПРИЛОЖЕНИЙ (с иллюстративными примерами и текстами комментариев составленных В.М. Букатовым или взятыми из книги П.М. Ершова) и только потом – учебный текст, излагающий теорию режиссуры П.М. Ершова.
И во-вторых, в приложениях после названия для облегчения читательского ориентирования читателя в квадратных скобках будут указываться соответствующие НОТЫ (см. 2.0), присвоенные словесным воздействиям в соответствии с классификацией П.М. Ершова.


приложение 2.7.А, [«ПРИ» ⇒ приказывать + «ЗВА» ⇒ звать]

Е. А. Лансере. «Князь Святослав на пути в Царьград». 1886, ГТГ

Ярким примером пристройки к словесному воздействию приказывать [изящно обрамлённому воздействием звать – прим. В.Б.] может служить скульптура Е.А. Лансере «Святослав»
[по кн.: Ершов П.М. «Технология актёрского искусства», М., 1959., с.180]


приложение 2.7.Б, [«ПРИ» ⇒ приказывать ]

Изгнание из рая. Из иллюстраций к «Ветхому и Новому Завету», выполненных Юлиусом Шнорром фон Карольсфельдом (Лейпциг, 1852-1860)

Психологический механизм словесного воздействия приказывать в подавлении «воли» собеседника. Смысл слов усиливается жестами, позой, выражением лица, – в которых главным является демонстрация собственной решимости, настойчивости, воли. Поэтому в жестах и позе как можно больше подчёркнутой прямизны.
Не вытянутый или указывающий палец, а «вонзающий» и «диктующий». Не просто “протянутая” рука (какой она бывает при узнавать, объяснять, отделываться, просить, удивлять), а «вытянутая в струнку», подчеркнуто напряжённая.
Чем уровень накала требовательности выше, тем прямизны больше. Не только палец, но и вся рука. Не только шея, но и весь позвоночник. Не только выпрямленные локти, но и выпрямленные колени – известно, что одним из самых последних мощных способов подавления «воли» партнёра (его сопротивления, своеволия, непослушания) является добавление к жесткости взгляда и жестов монолита ног, непоколебимо упирающихся в землю.
Ангел, изгоняющий Адама и Еву, мобилизован, но не в наивысшей степени. Если выпрямленные в локтях руки приказывают, то ноги в «приказе» не участвуют (но если бы Адам вздумал осушаться, то и этот ресурс воздействия был бы реализован).
Чем выше мобилизация, тем чище, проще, результативнее «словесное воздействие». На гравёре до этого ещё далеко. И дело не только в неколебимости ног. Сдвинуто-приподнятые брови ангела свидетельствуют о том, что к воздействию приказывать (давить на волю) у него добавлен оттенок сочувствия (задевать чувства – ободрять, утешать). Если бы у него во взгляде был, например, прищур, то есть оттенок другого словесного воздействия – предупреждать – то его поведение могло бы «считываться» как акт мести, сведения счётов или оплаты тайных обид (в последнем случае вполне возможно, что с участием и оттенка словесного действия удивлять).


приложение 2.7.В, [«ПРО» ⇒ просить + «ОБЯ» ⇒ объяснять (с оттенком)]

Иисус и грешница. Из иллюстраций к «Ветхому и Новому Завету», выполненных Юлиусом Шнорром фон Карольсфельдом (Лейпциг, 1852-1860)

Фигура грешницы находится в пристройке просить (доминирование согнутых линий – в суставах пальцев, запястий, локтей, колен, бёдер). Просящая непроизвольно стремится всячески поспособствовать выполнению своей просьбы.
Христос со словами: «Прощаются тебе грехи»,– соглашается на просимое. Он «накладывает» в пристройке сверху «прощение» с помощью словесного воздействия объяснять, утверждая.
Рядом с ним сидит хозяин в глубокой задумчивости (оценка факта). Он не может уложить в свою голову смысл происходящего. Как и тот из гостей, кто сидит у него за спиной в самом из всех них тяжёлом весе. Видимо слова о том, что тот, кому списали долг в 500 динариев, будет больше любить человека, простившего ему всю задолженность, чем тот, у кого списанный долг оказался всего в 50 динариев, – крепко зацепил его за живое.
Между хозяином и Иисусом сидит гость в пристройке предупреждать – взгляд искоса, предостерегающий палец. Если зритель сочтёт, что он пристроен воздействовать на грешницу (сверху), то подтекстом его действий будет предостережение-наказ: «Смотри, больше не греши».
Если же зритель истолкует его позу как предостережение задумавшимся и(или) сомневающимся мужам, то подтекст его жеста будет: «Не вздумайте вмешиваться, мешать, оспаривать…). А пристройка взгляда окажется не столько сверху, сколько наравне.
Могут быть и другие варианты интерпретирования. Всё зависит жизненного опыта, знания ситуации и знакомства с персонажами. Поэтому вполне возможен и такой вариант: «Внимание! глядите и запоминайте! как всё было и на всю жизнь!..».


приложение 2.7.Г, [«ПРИ» ⇒ приказывать ( с оттенком «ПРЕ» ⇒ предупреждать]

Бегство Давида. Фрагмент. Из иллюстраций к «Ветхому Завету», выполненных Юлиусом Шнорром фон Карольсфельдом (Лейпциг, 1852-1860)

Яркий пример, когда воздействие на волю приказывать соединяется с одновременным воздействием на воображение предупреждать. В результате возникает специфический аккорд, который в окружающей повседневности обычно называется «угрозой», «запугиванием», «агрессивностью».


Действия ПРОСИТЬ и ПРИКАЗЫВАТЬ направлены на волю партнера по общению. Эти способы воздействия связаны с категоричностью: не думай, не сомневайся, не рассуждай — делай!

Воздействие на волю как бы игнорирует в психике собеседника все свойства, способности, кроме одного — руководить действием, «пускать его в ход» (в варианте «просить» — с добавлением «пожалуйста»: Пожалуйста, не думай, не сомневайся. Пожалуйста, делай).

Чаще всего к этим способам воздействия люди прибегают, когда им нужен немедленный результат. Если некогда рассуждать, думать и колебаться. Либо терпение воздействующего истощилось, а все другие способы воздействий безрезультатны, но отказаться от своей цели воздействующий не может.

П.М. Ершов специфику обращения к воздействиям на волю объяснял на таком примере. Человек, проспавший в поезде станцию, просит (или приказывает — это зависит от склада характера или воспитания) пропустить его к выходу. В это время он не печётся о чувствах, мыслях и свойствах характера того, кто оказался на его пути.

Подчеркнём, что обычно люди так поступают, пока не сталкиваются с непреодолимым сопротивлением. Когда же они начинают понимать причину сопротивления (например, что партнер чего-то не понимает, или что он чего-то не чувствует, не представляет себе или не помнит), то и способ воздействия меняется на соответствующий.

Например, если не понимает, то активизировать мышление, начав, к примеру, – объяснять. Если не чувствует, – давить на эмоции своими упрёками. Если не помнит, – загружать память, вколачивая в неё свои утверждения. То есть, когда у говорящего появляется представление о препятствиях в психике партнера, то он может безрезультатность своего пути напролом поменять на необходимый обходной маневр, чтобы так-таки достичь свою первоначальную цель.

В действии приказывать ярко проявляется пристройка «сверху». Приказывающему свойственно ощущать себя как можно выше, оставаясь в то же время совершенно свободным: позвоночник и шея выпрямляются, а руки, плечи и особенно мускулатура лица — щеки, губы, подбородок, брови — освобождаются и, так сказать, «обвисают».

Особо подчеркнём, что нахмуренный лоб, сдвинутые, напряженные брови приказывающего свидетельствуют о том, что к приказу добавлены оттенки и другого словесного действия. Например, предупреждать. В результате чего воздействие стало сложным, составным.

Действие приказывать обычно бывает связано с жестом — иногда рукой и почти всегда — головой (подбородком и глазами). Жест рукой предшествует приказу словами; жест головой, указывающий (как и жест рукой), что именно требует приказывающий, осуществляется на ударном слове, точнее — на ударном слоге ударного слова.

Приказывают преимущественно глазами — губы только произносят соответствующие слова приказа. И обязательно приказ завершается настойчивым ожиданием выполнения.

Таким же ожиданием завершается и просьба. При всей необходимой мягкости её изложения она, по существу, столь же категорична, как и приказ. Просят также преимущественно глаза, а речевой аппарат только произносит слова просьбы. 

Приказывают и просят прежде всего глазами — губы только произносят соответствующие слова.

Настоящие приказы и просьбы всегда завершаются настойчивым ожиданием выполнения. Оно обязательно и для самой мягкой просьбы и для самого категоричного приказа.

При просьбе ярко видна пристройка «снизу». В просьбе всё подчинено одной цели — получить согласие, хотя прав на это рассчитывать просящий не ощущает.

Поэтому просящий непроизвольно стремится всячески поспособствовать выполнению своей просьбы. Он даже тянется к партнеру (готов тут же получить желаемое). Он ловит его взгляд. Он ждёт «любого» проявления его воли, то есть готов немедленно выполнить встречное желание партнера.

Но и в то же самое время он старается быть осторожным. Стремится избежать назойливости, если это хоть как-то возможно.

Подчеркнём, чем активнее просьба, тем яснее сочетается в ней предельная настойчивость с предельной мягкостью и осторожностью.

При общении близких родственников или друзей, если одному из них нужно, чтобы другой сделал что-то сейчас же, а тот всё медлит, то «просящий» легко превращается в «приказывающего» и обратно. В этом, как подчёркивал П.М.Ершов, между прочим, легко обнаруживается родственность приказа просьбе и просьбы приказу.

В сложном (составном) словесном действии то или иное простое (опорное) действие может участвовать в разной степени. Так, приказ с ярко выраженным предупреждением есть угроза.

Но приказ может содержать в себе и легкий, едва уловимый оттенок предупреждения. Подобным же образом предупреждение может иметь оттенок приказа. (см. Филипп Фаро: Голова ребёнка со взглядом исподлобья)

Приказ и предупреждение могут, следовательно, постепенно переходить друг в друга и постепенно превращаться в угрозу. А угроза может содержать в себе оттенки укора, объяснения и т. д. Укор в соединении с воздействием объяснять дает сложное (составное) словесное действие увещевать.



[вернуться к перечню содержания второго раздела]

[вернуться к перечню содержания всех трёх разделов]

2.8. О театральной грамотности и умении считывать психологические подтексты «словесных воздействий» в речах как своих, так и окружающих собеседников
[открыть приложения к 2.8]

Яндекс.Метрика