Сам себе РЕЖИССЁР → ЛИТЕРАТУРА
Чуб О. М.
«В дурном обществе» или «Шапка вопросов» в 5 кл.
.
Вместо традиционных вопросов, задаваемых мною, и их вялого обсуждения впервые решила использовать приём «Шапка вопросов». В ноте УД[ивлять] объявляю задание: «Сегодня вы сами будете задавать вопросы» — Как это?
Предлагаю взять три листочка и, стоя, записать вопросы:
на первом листочке — на знание текста;
на втором — на понимание текста;
на третьем — про то, что оказалось непонятным.
Каждый листочек с вопросом сочинялся отдельно и отправлялся в одну из трёх «шапок». Ими служили цилиндры, оставшиеся после театрального выступления.
Затем весь класс разбился по четвёркам. Посыльные (по алфавиту имён в каждой четвёрке) подходят к первой шапке-цилиндру. Оттуда извлекаются такие вопросы:
«Кем работал отец Васи?»
«Чем угощал Вася своих новых друзей?»
«Как звали отца Валека и Маруси?»
«Где жил Тыбурций со своей семьёй?»
«Какого цвета глаза у Маруси?»
Четвёрки приступили к обсуждению. Работали стоя. Когда группа готова — садится.
Через мгновение (!) все уже сидят. Что ж, текст, похоже, знают хорошо.
.
— Все к доске.
— Зачем? Что опять будем делиться? (Ропот неудовольствия: им понравилось работать в группах такого состава.)
Построились по алфавиту отчества. Соседи объединились в тройки. Посыльные от троек отправились ко второй шапке [с вопросами на понимание]. Взяли задания, например:
«Почему отец не любил Васю?»
«Почему Вася перестал бояться Тыбурция?»
«Изменился ли Вася после знакомства с детьми подземелья?»
и т.п.
Обсуждают, спорят. Я наблюдаю. Руслан, обычно пассивный и скромный, что-то активно доказывает отличнице Наташе, и та с ним соглашается (!). Ответ на вопрос даёт именно он. Отлично! (Доверили! Значит, сумел себя проявить.)
.
Вновь разделились на новые группы. Теперь уже без нытья. Сначала построились по хронологии дней рождения, а потом соседи, объединившись в четвёрки, уселись вместе, захватив свои ручки и тетради.
— Вопросы из третьей шапки достану сама, и из них выберу «один на всех» и нелёгкий. Вы позволите?
— ДА! (Все явно уверены, что справятся с чем угодно.)
Достаю три вопроса. Выбираю:
«Я не понял, что значат слова Тыбурция: ″Может, это хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу″».
На один этот вопрос все группы отвечают письменно. Обсуждают в четвёрках сообща, но пишут — каждый в своей тетрадке.
Затем все командочки меняются своими местами «против часовой стрелки». С интересом знакомятся с ответами других.
Прошу оценить работу соседей. Проверяют придирчиво: «А здесь не написали, что Вася чувствовал себя в семье чужим, а это главное» и т.д.
Когда группы вернулись на свои места, прошу при необходимости что-то дописать в своих тетрадях, дополнить, исправить. Оценки в основном «4» и «5». С замечаниями искренно согласны.
Звонок с урока. Класс не спешит реагировать и продолжает дописывать, обсуждать, спорить. Руслан (!) в общем гуле: «А у нас ещё будет ″шапка вопросов″?»
ВОТ ЭТО ДА!
.
.
Очень интересная форма проведения урока! Спасибо автору!!!
мне очень понравились вопросы!!!!!!