меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

§1. О распадающейся «связи времён» и парадоксальности современного обучения

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАВВЕДЕНИЕ в социо-игровую стилистику «режиссуры урока»Культурологические ОБОСНОВАНИЯ социо-игровой дидактикиЕсли клин клином вышибать, то каким именно?

________________________________________________________________________________

Вячеслав Букатов
доктор педагогических наук

Если клин клином вышибать, то каким именно?

.

§1. О распадающейся
«связи времён»
и парадоксальности  современного обучения


 

___Известно, что костяк любой культуры составляют те или иные традиции. Но среди даже самого традиционного в культуре всегда можно обнаружить и какие-то новации. Соотношение традиционности и новаций в разных культурах может быть весьма различным. Если первое доминирует над вторым, то говорят о традиционном типе культуры. А если наоборот, то о культуре новационного типа.

..

Впечатление незыблемости

___Отличительная черта традиционного типа культуры — неукоснительное следование людьми тем обычаям, ритуалам, способам и приемам деятельности, которые они в готовом виде получили от предшествующих поколений. Еще с детства они начинают усваивать нужные образцы. Поэтому подражание и послушание оказываются самым главным условием непрерывности и в передаче и в бережном сохранении всех идеалов, норм и образцов.

___Отсюда и обязательное для общества традиционного типа почитание старейшин. Поколению стариков (бабушек и дедушек) повсеместно отводится роль учителей и судей, чьи указания должны выполняться беспрекословно.

___В традиционной культуре нормативность охватывает все стороны жизни людей. И как правило, она не подлежит какому-то особому обсуждению и стройному логическому обоснованию. Человек просто живет по заданным канонам, будучи от них полностью зависимым. Такое становится возможным, когда над умами людей властвует вера в сверхъестественные силы (которым ну никак нельзя не подчиняться). Считается, что подобная вера затуманивает, а то и вовсе ослепляет человека, блокируя его критическое мышление (см., например: Кармин А.С. Культурология, СПб, 2003). Зато любые проявления общественного мнения в подобных ситуациях начинают играть решающую роль в жизни каждого человека.

___В результате главной особенностью общества с культурой традиционного типа оказывается впечатление устойчивости всего и вся: и быта, и житейской психологии, и хозяйственного уклада. То есть всех основных форм социально-культурного устройства. Повторяющийся из поколения в поколение круговорот од­них и тех же жизненных забот, хлопот и устремлений создает у людей, живущих в традиционной культуре, ощущение незыблемой вневременности и порядка.

___Заметим, что устойчивость эта не мешает разгораться весьма нешуточным конфликтам между отдельными представителями разных поколений. Связаны эти конфликты бывают в основном с дележом власти. Но после того как новое поколение берет бразды правления в свои руки, устоявшийся образ жизни ни у кого практически не меняется, и люди продолжают следовать усвоенным с детства поведенческим стандартам.

.

Погоня за новшествами

___При новационном же типе культуры люди не обременяют себя задачей бережного сохранения дошедших традиций, норм, правил и с легкостью допускают самые разные от них отступления. Религиозность оказывается задвинутой на второй план, уступая  свое место вере в мощь человеческого разума.

___Образованность, критичность и самостоятельность мышления начинают цениться людьми выше, чем безоговорочное следование наставлениям «былых времен». Опыт предков девальвируется, и от прежней его целостности остаются только какие-то разрозненные крупицы, которые при всем желании ни для кого особо прочным фундаментом жизни уже являться не могут.

___История человечества доказывает, что новаторство придает развитию культуры весьма ощутимое ускорение: тут и каскад научно-технических открытий, и постоянное ускорение темпов развития производства, и быстрая смена художественных стилей, и непрерывное обновление условий повседневной жизни, и калейдоскоп капризов моды — одним словом, лихорадочная погоня людей за новшествами во всех областях их деятельности.

.

Мелкоскоп культурного развития

___Выдающийся американский антрополог, этнограф и культуролог Маргарет Мид  (1901-1978) в своих трудах [см. сб. пер. на русск.  «Культура и мир детства» (1988)] — занявших особо почетное место в научной литературе второй половины ХХ века — предложила особую классификацию культурного развития, специально приспособленную для использования в весьма мелких масштабах.

___Дело в том, что до этого культурологи с легкой руки Данилевского и Шпенглера в основном были заняты поиском и обсуждениями классификаций крупномасштабных. Поэтому и понятие культура в их спорах чаще всего сводилось к значению цивилизации (греческая, западная, современная). Хотя все, конечно, понимали, что носителями той или иной цивилизации-культуры являются отдельные конкретные личности, и не в последнюю очередь их собственные семьи (как основные «ячейки общества»). Все так же понимали, что уровни культурного развития у отдельно взятых людей, и в отдельно взятых семьях может быть весьма и весьма разным.

___Но до систематизации всего этого мелкого разнообразия у культурологов в ХХ веке руки никак не доходили. Все они были заняты поиском закономерностей, наблюдаемых «с птичьего полета». И тут как снег на голову появляется книга М.Мид, которая заставила научный мир припомнить прописную истину, что соотношение традиций и новаций в индивидуальной культуре человека, существенно сказываясь на его взаимоотношениях с представителями разных поколений, обязательно отражается на жизненном укладе его собственной семьи.

Маргарет Мид (1901-1978)

___Если в культуре какой-то конкретной семьи традиции занимают лидирующее место (то есть семейная культура находится в традиционной фазе своего развития), то всё в ней держится на том, что поколения последующие целеустремленно перенимают опыт — то есть учатся — у предшествующих: дети у родителей, а те вместе со своими детьми у своих родителей, то есть у дедушек и бабушек.

___Такой период культурного развития, который ориентирует людей на «прошлое», Мид предложила обозначить, как постфигуративный.

___А вот, если в укладе семьи ведущее место занимают не традиции, а различные новации, то в этой семье и дети, и их родители учатся не столько у старших (дедушек и бабушек), сколько и у своих сверстников. Этот период, ориентирующий людей на «настоящее», было предложено именовать кофигуративным.

___И наконец, по мнению Мид, современное человечество стоит на пороге совершенно новой фазы своего культурного развития, когда взрослое население просто не сможет поспевать за бешеным темпом научно-технических и социальных изменений. Следовательно, когда культура войдет в гипердинамическую фазу своего развития, то учиться придется всем: не только детям у своих родите­лей, но и родителям у своих детей (префигуративный период, ориентирующий людей на приспособление к неизвестности изменчивого будущего).

.

Исключений нет

___Повторим, что культуры (что народов, что семей, что конкретной личности) в своей первой — традиционной — фазе развития меняются мед­ленно и незаметно. Внуки живут в тех же условиях, что и их деды. Прожитая стариками жизнь для детей и внуков становится непререкаемой схемой того жизненного пути, который предстоит совершить и им самим.

___Такая цепочка оказывается весьма прочной и надежной при условии совместного проживания трёх поколений. Когда старики выступают не только в роли учителей или наставников, но и в качестве живых примеров для подражания.

___И этот квазистабильный этап характерен не только для семей тех народов, которые веками живут на одной и той же территории. Он обнаруживается и в семьях кочевых народов, и в семейном укладе многих диаспор (таких, как армянская или еврейская). И даже, например, в семьях индийских каст, состоящих из небольшого числа членов, разбросанных друг от друга по разным деревням, так что жить им приходится среди людей совсем других каст.

___Как было доказано М.Мид, исключений нет (!) не только среди элитных групп аристократов, но даже среди поселений отще­пенцев общества.

.

 

Попрание прежних авторитетов

___В современном мире жизненные уклады многих семей неизбежно входят в свою новационную фазу. Когда в жизни общества происходят серьезные перемены, то опыт прошлых поколений оказывается непригодным для жизни в изменившихся условиях.

___В такой ситуации и старшим, и младшим приходится как-то приспосабливаться к новым ситуациям и на собственном опы­те вырабатывать новый для себя стиль жизни, открывая какие-то до того им неизвестные спосо­бы деятельности, весьма отличные от прежних. Люди начинают учиться жить не у стариков, а друг у друга, стараясь избежать ошибок сделанных сверстниками. Образцами для подражания становятся те, чей опыт оказывается наиболее удачным.

___При новационном укладе модели поведения в семье у разных поколений становятся столь непохожими , что это порождает особый тип внутрисемейных конфликтов. Молодые родители начинают открыто демонстрировать, что послушность мнению дедов, не может обеспечить нормальную жизнь в новых условиях. И их дети с раннего возраста видят, что родители живут не так, как жили их деды.

___По мнению Мид, печальной особенностью новационного этапа семейной культуры становится тот факт, что в семьях повсеместно исчезает нужда в поколении дедов. Преемственность поколений неизбежно начинает разрушаться.

___Повсеместно семьи из больших патриархальных становятся нуклеарными, то есть состоящими только из родителей и детей. Поэтому роль внесемейного воспитания (например, школьного или «уличного») начинает играть всё большую роль.

___Поколение отцов хоть и сохраняет видимость ведущей роли в воспитательном процессе, однако для поколения детей непогрешимым идеалом уже не является. И молодежь поголовно и открыто то и дело заявляет, что их собственная жизнь не будет похожа на жизнь их отцов и матерей. А потому они всё время сами подыскивают себе то одних, то других «авторитетных» наставников.

___И рано или поздно они на ком-то останавливают свой выбор.  Для одних наставником оказывается кто-то из сверстников, для других — кто-то из тех, что хоть и постарше их самих, но не намного. Таким образом повсеместно возникают условия благоприятные для образования различных молодежных субкультур (как например, культуры «тинэйджеров» среди подростков).

.

 

Вынужденные обстоятельства

___Смена традиционной фазы в семейном укладе на новационный  особенно нагляден в семьях иммигрантов. Когда семья вынуждена в короткие сроки приспособиться к жизни в другой стране, то, как правило, дети адаптируются быстрее своих родителей.

___В перечене причин новационных этапов развития Мид указывает и такие, как обраще­ние в другую веру (когда старшие не могут сразу освоить иные нравы и идеалы); потеря государственной независимости в результате военных действий (когда, например, возникает необходимость овладения новым языком или новыми социальными порядками); революция, диктующая всем жителям резкую смену стиля жизни и поведения (чего обычно так жаждет молодежь); распространение новых неизвестных старшим видов техники и т.п. Во всех подобных обстоятельствах поведение молодых поколений неизбежно начинает сильно отличаться от поведения предшествующих.

___Итак, при социально-политических, хозяйственных и технических преобразованиях новационный уклад начинает доминировать в семейной жизни простых граждан. «В Индии, Пакистане или в новых государствах Африки дети становятся экспертами по вопросам нового образа жизни, и родители теряют свое право на оценку и руковод­ство их поведением» — писала Мид в книге «Культура и мир детства» (отметим, что нечто подобное было и у нас при переходе от «социалистических порядков» к «рыночной экономике»).

___Зато новационный уклад, как было уже отмечено, обеспечивает ту динамичность жизни (и отдельного человека, и семьи), которая позволяет людям не просто как-то выживать в новых условиях, но и рассчитывать на возможное процветание. Семейная жизнь подстраивается к необходимости быстро перестроить свои нормы и стандарты. Неслучайно именно этот этап культурного развития оказался главенству­ющим для населения всех индустриально развитых стран.

.

 

 

Небывалые обстоятельства

___Темп развития современного общества, по мнению Мид, стал настолько высоким, что даже «опыт отцов» то и дело начинает мешать творческому подходу в новых, небывалых обстоятельствах. То есть он оказывается не только недостаточным, а просто-таки вредным с точки зрения новых поколений. Поэтому Мид в своей книге рассмотрела возможность появления в жизни людей новой гипердинамической фазы развития семейной и личностной культуры.

___Когда инновации начнут появляться друг за другом в бешеном темпе, то взрослое население будет просто не в состоянии успевать их осваивать (поясним, что культуролог тут имела в виду не столько создание чего-то принципиально нового, сколько повседневное освоение населением различных модернизаций и новшеств, «наводнивших» окружающую среду).

___Мид писала, что  сегодняшние дети стоят перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что ими уже нельзя управлять так, как это всё еще пытаемся делать мы, руководствуясь пережитками новационных и традиционных культурных укладов. В недалёком будущем решающее значение приобретёт духовный потенциал именно молодого поколения. Им предстоит обрести такой жизненный опыт, какого ещё не было — и не могло быть — ни у одного из представителей предшествующих поколений.

.

 

В подсказках не нуждаются

___Если основой народной педагогики является «дедовская» преемственность поколений, то базой для школьной педагогики служит «опыт отцов» (то есть обобщённый опыт тех, кто позволил себе «пойти собственным путём»). И если когда-то школа, завоёвывая себе место под солнцем, старательно оттесняла народную педагогику, то на пороге гипердинамических преобразований жизни и одно и другое обретают в глазах новых поколений всё большую (хоть и по большому счёту иллюзорную) бесполезность.

___В культуре возникает парадоксальная ситуация. Молодежь готова изобретать деревянные велосипеды. И в подсказках старших она не нуждается. А старшие, даже если и рады были бы что-то подсказать, да никак в толк взять не могут, какая же именно от них подсказка может оказаться полезной.

___Ситуация эта, честно сказать, чревата серьёзными последствиями. Так ведь и в «глобальный кризис» человеческой культуры можно ненароком угодить. Ведь культура без самовоспроизводства неизбежно начинает разрушаться. И достаточно быстро. И тогда никаких тебе научных открытий, тонких технологий и художественных достижений. Без трудоёмкого овладения необходимыми знаниями по ходу достаточно продолжительного периода обучения все они становятся просто невозможны.

.

 

Задача старших — учиться… у молодёжи!?

___Казалось бы выход в том, чтобы учить новое поколение учиться. А как учить, если эта самая молодёжь ни отцов, ни дедов слушать не желает? И как справедливо нам то и дело нашёптывают культурологи – правильно делают. Выходит, что в этом «нежелании молодёжи» необходимо видеть не глобальный педагогический коллапс, а позитивный педагогический парадокс, обеспечивающий очередное развитие педагогической и мысли и практики.

___Так что старшим остаётся одно: засучив рукава, начать учиться самим. Учиться у молодежи! Неужто так-таки у неё самой? Представьте себе, что да, именно так! Иначе диалога поколений (как современной версии прежней преемственности поколений) не наладить и не сохранить!

___Этот выход опытным путём был найден давно. Ещё поколением дедов, когда они перестали быть нужны отцам. С началом же гипердинамического периода и современным родителям и школьным учителям предстоит задача научиться «учиться у молодёжи». Только тогда их знания по мере надобности возможно будут молодёжью востребоваться. Но это не самое главное.

___Главное в том, что молодёжь, находясь в лестном ореоле внимающих старших (но ни в коем случае не диктующих или поучающих!), начнёт в себе интерес к сверстникам обнаруживать. А это позволит поколению молодёжи своё самосознание открыто (а не тайком или по подворотням) обнаруживать, демонстрировать и, развивая, укреплять.

___А заодно это позволит поколению молодёжи ещё и нет-нет да и обнаруживать в себе хоть какие-то ростки любопытства (а то и всходы явного интереса к деловым диалогам с предшествующими поколениями. И в диалогах этих то и дело открывать для себя какую-то пользу или выгоду (для себя ли, для дела ли — всё одно, лишь бы открывали)…

___Если «связь времён распадается», то кому, как не тем, кто мудрее, начать первым её восстанавливать?! Как пелось в одной из песенок детской киносказки: «Нормальные герои / Всегда идут в обход!»

___Иного, к сожалению, кажется не дано…

.

прейти к тексту второго параграфа

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАВВЕДЕНИЕ в социо-игровую стилистику «режиссуры урока»Культурологические ОБОСНОВАНИЯ социо-игровой дидактикиЕсли клин клином вышибать, то каким именно?

.

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика