Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

ФРАЗА из стихов (4,5-5,5 лет)

Узел СВЯЗИ ФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ

Групповое репетиторство:
Развитие речи (русский как «иностранный»)

.

.

КАК МЫ

СТИХОТВОРНЫЕ

 ФРАЗЫ

 СКЛАДЫВАЛИ

 

Ольга С.: …Хочу сказать, что для меня было открытием – как много могут мои дети, и как мало я использую их возможности…


«БОЧКА ПО МОРЮ ПЛЫВЁТ»
И. Я. Билибин. Фрагмент иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. 1905

 ◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊

Здравствуйте, уважаемый Вячеслав Михайлович!

Посылаю Вам рассказ, как мы с ребятами складывали стихотворные фразы (см. «Разрезанные фразы из детских СТИХОВ»)

Участники:
Паша (мальчик 4,5 года, читает короткие тексты),
Света (5,5 лет, читает, но не так уверенно, как Паша),
Гаврила (4,5 года, читает отдельные слова). 

Все ребята понимают русский, но разговаривая, не всегда меняют слова по падежам и иногда делают ошибки при словообразовании.

Я взяла строчку Пушкина: “Туча по небу идёт” и разрезала на 3 карточки, они выбрали себе по листочку со словом.  Мы с каждым его слово прочитали, а потом я сказала: “Я отвернусь, досчитаю до 3-х, и вы должны построиться по порядку” (порядок слов в стихе).

Честно сказать, я не верила, что они справятся, думала, что мальчишки начнут баловаться и задание, может, не поймут − раньше так не делали.  Повернулась − все стоят в ряд, но немного неправильно.  (Забыла сказать, что стих был ребятам знаком − я им его уже читала на уроке, и не
раз. То есть, они собирали фразу, примерно зная её на слух.)

Вместе прочитали: “по небу идёт туча”. Я им сказала, что надо: “Туча по небу идёт”, снова досчитаю до 3-х и встаньте правильно. И они встали(!) тихо и очень быстро, и никто не баловался.

Вторую строчку: “Бочка по морю плывёт” строили немного дольше − раза 2 молча ошибались.  На 3-ий раз Паша начал порядок наводить, говорить кому куда встать. 

Тут я вмешалась почему-то и сказала, что каждый должен молча сам встать на нужное место.  А потом подумала: “им же как раз надо разговаривать”.

А на следующий урок пришёл ещё Андрей (5,5 лет, читает плохо и не всё понимает, много уроков пропускает). Ребят стало четверо, а строчки были рассчитаны на троих.   Я предложила ребятам быть ведущими по очереди. Правда, когда очередность устанавливали, то просто договаривались. Как-то я не предусмотрела вариант жеребьевки.

Хочу сказать, что для меня было открытием – как много могут мои дети, и как мало я использую их возможности.

С уважением, Ольга.

Узел СВЯЗИФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

1 comment to ФРАЗА из стихов (4,5-5,5 лет)

  • Елена Буланова

    Ольга, спасибо за то, что поделились опытом! Работать с маленькими детьми, да ещё и с живущими за рубежом, среди иноязычного населения, должно быть сложно. А то, что Вы прибегаете к социо/игровым методам с этими детьми, – очень хорошо. Я сама была таким ребёнком, попавшим в другую страну, в другую культуру – и всегда было важно иметь такой “островок” родного языка, который Вы даёте этим детям!

    Метод «Разрезанные фразы из детских стихов», который Вы выбрали, на мой взгляд, является эффективным для тренировки логического мышления и памяти (особенно для таких маленьких детей !), а также может быть использован в целях командообразования (в случае с маленькими детьми – и самого понимания ими работы в команде). Хотя, в таком задании всегда есть риск, что кто-то из учеников будет знать стихотворение, а другие его знать не будут – и тогда ребята не будут наравне при выполнении задания. В одних случаях нужно, чтобы все ребята стихотворение знали (когда они восстанавливают строчки по памяти), а в других – чтобы все не знали его (когда выстраивают строчки, опираясь на логическое мышление и своё понимание рифмы) – в зависимости от того, какие цели ставит преподаватель, но «разношёрстности» в плане знания материала в группе быть не должно. Для меня было открытием, что данный метод может быть использован так, как это сделали Вы – для формирования у детей ощущения русского языка и стихотворной рифмы. В случае с маленькими детьми этот метод, как оказалось, подходит и для такой цели.

    Хочется Вам посоветовать побольше верить в Ваши возможности и в возможности детей. И давать детям побольше свободы: если они пытаются самоорганизоваться в группе, пусть они это сделают! Вы и сами уже поняли, что зря вмешались, когда один мальчик пытался руководить другими детьми, помешали процессу самоорганизации, который мог бы поспособствовать успешному командообразованию (выделился лидер, могли образоваться и другие роли). Также посоветую заранее предусматривать, что делать в случае, если то же задание выполняет большее количество детей. Например, подготовить два разных стихотворения – одно дать в случае, если детей трое, а если их четверо, дать другое. Или одно и то же стихотворение иметь разрезанным на карточки в двух вариантах (для занятия втроём и для занятия вчетвером).
    Ну и один из возможных выходов из подобной ситуации Вы нашли сами – предложили детям быть по очереди ведущими. Можно было бы ещё установить «игровую» очерёдность, например, выстроив детей по алфавиту первой (третьей или любой другой) буквы в имени или фамилии детей (и заодно дети вспомнили бы алфавит – это ведь был урок русского языка).

    Если рассматривать Ваш урок по 3 золотым правилам и 3 постулатам социо/игрового стиля обучения:
    движения, на мой взгляд, было маловато. Было задано по сути только одно действие – встать на место, соответствующее твоей карточке со словом. Можно было бы придумать и что-то дополнительно. Попросить детей произнести каждую получившуюся фразу хором. Потом – чтобы каждый по отдельности произнёс своё слово, а в целом получилась бы слаженная фраза («Принимается та работа, в которой произносимые слова звучат плавно, как будто их произносит один человек. Слаженность считается хорошей, когда составленная фраза звучит как бы на одном дыхании и окружающим не слышно пауз между словами» – см. http://www.openlesson.ru/?p=11146). Попросить нарисовать то, что означает фраза. Ещё можно было бы не писать слова на карточках, а нарисовать их значения (по крайней мере, значения существительных), а детей попросить озвучить эти карточки как слова.
    Смена ролей была: каждый был поочерёдно ведущим. Но можно было бы позволить организовывать других тому мальчику, который сам этого хотел. А потом, при построении следующей фразы, попросить и другого ребёнка войти в роль такого организатора. При построении другой фразы – следующего ребёнка и т.п.
    Работа в малых группах реализована была. Но, как уже было отмечено выше, не было продумано, что делать при увеличении группы на одного участника. Подумайте: а что бы Вы делали, если бы участников стало пять?!
    Постулат «Не учить» реализован: Вы не читали лекцию, а организовали групповую работу.
    И Вы не побоялись выглядеть глупо, отворачиваясь и считая до трёх.
    А вот что касается погони за 133 зайцами – целей у Вас было, похоже, не много, а одна – чтобы дети научились складывать слова в предложения, рифмующиеся друг с другом. А ведь можно было реализовать и другие цели: чтобы дети научились работать в команде в разных ролях, записывать словами образы, которые они видят на картинках, и наоборот, рисовать то, что записано словами, и т.п. Если бы Вы были настроены на необозримость целей, Вы бы не совершили тех ошибок, о которых честно поведали в своём рассказе о проведённом занятий. – Елена Буланова (ф-т Педагогического образования МГУ)
    ◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊

    Ольга С.: Елена, спасибо Вам за комментарий и за понимание.
    Очень точно Вы сказали про островок. У нас в Лас Вегасе всего два маленьких детских садика (с русским языком) – это очень мало. Жаль, что не все родители понимают важность сохранения языка. Поэтому ребята изначально в разных условиях – кто-то дома много читает по-русски сам, и ему читают тоже, и для тех русский – совсем не иностранный, а родной. А кто-то только слышит русскую речь раз в неделю (а то и реже) у меня на уроке. Эта разница во владении языком – для меня большая проблема, пока не решенная.
    Интересно Вы написали про два типа заданий – на логическое мышление и на память. Честно сказать, я не ставила перед собой ни ту, не другую цель. Моя задача была, чтобы дети учились работать сообща, договариваться, уступать. Кроме того, организовать обучение чтению так, чтобы при этом не было скучно Паше, который уже бегло читает, и чтобы у едва читающих детей была возможность почитать и почувствовать себя уверенно.
    Спасибо за Ваши советы, я как-то не догадалась использовать выстраивание по алфавиту для установления очередности. Обязательно попробую это сделать. И ещё попрошу ребят нарисовать на общем листе то, что означает фраза. Мне самой очень интересно, как они договорятся, кому что нарисовать. И у детей плохо читающих будет возможность проявить свой лидерские качества.
    Еще раз большое Вам спасибо за добрые пожелания и такой подробный комментарий, он помог мне увидеть детали, которые я раньше не замечала.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика