Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Федотов “Разборчивая невеста”: комментарии В.М.Букатова

Комментарии В.М.Букатова к картине Федотова “Разборчивая невеста”

§1. Картина была написана П.А. Федотовым в знак почтения памяти И.А.Крылова, скончавшегося к тому времени три года назад. Баснописец сыграл большую роль в том, чтобы гвардейский офицер художник-самоучка, решился подать в отставку и стать известным художником-жанристом. Только вот  – абсолютно нищим. Хотя в своё время Федотов за три месяца смог создать большущую акварельную картину “Встреча великого князя”. За которую сам князь решил пожаловать художнику бриллиантовый перстень.

Федотов Павел Андреевич. «Разборчивая невеста», 1847, Москва, Государственная Третьяковская галерея

§2. Главной и даже трагической проблемой в творчестве художника-самоучки оказалось его стремление к внешней красивости. Взяв в основу сюжета известную басню «Разборчивая невеста», художник тщательно отобрал реквизит. Ни одна из вещи не кажется лишней, тем не менее художник явно переусердствовал с предметами и деталями обстановки. Как, например, с перчатками, положенными в цилиндр. Который был женихом опрокинут, когда тот резво бросился к ногам сияющей невесты.

Только вот если у Крылова невеста почти уж отцвела, то у Федотова она только начинает отцветать. Поэтому сатирическая острота Крыловской концовки – и рада уж была, что вышла за калеку – оказывается трансформированной в милую светскую юмореску.

§3. Считается, что талантливый художник-самоучка, искренне пытался бороться со своей выучкой подавать сюжет через призму акварельной красивости. Поэтому он даже покрывал свои готовые работы грязновато мутным слоем лака, который быстро начинал давать трещины. В результате картины Федотова среди работ его современников выделяются не только своим небольшим (кабинетным) размером, но и мощнейшим кракелюром. Как если бы условия хранения его картин были бы чересчур ужасными.

§4. По классификации, предложенной П.М. Ершовым в ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ДЕЙСТВИЙ, жених пристроен «снизу» со словесным воздействиемпросить в достаточно большой мобилизованности (заинтересованности) и лёгком весе. Это производит впечатление не столько страсти или расчёта, сколько его ещё молодой прыти.

Главное в пристройке невесты – лёгкий вес (она обрадована) и воздействие «отделываться». Что делает её скорее кокетливой скромницей, чем привередливой жеманницей, как о том заявлялось Крыловым в знаменитой басне.

§5. Тщательность работы над картиной, наводит на мысль, что изображённый сюжет художник во время работы не раз примирял на себя и свою судьбу. Поэтому Федотов невольно сползал в приукрашательство сюжета и комплементарность в адрес изображаемых им персонажей. Например, раннюю лысину он подарил горбуну явно свою.

Искусствоведы считают, что именно душевная мягкость авторской критики делала картины Федотова очень популярными у петербургской и московской публики. Своим творчеством, он поднимал культурную планку досужего любопытства публики до интереса к социально-художественным особенностям жанрово-бытовой живописи в русском искусстве.

Яндекс.Метрика