Разбор ПОЛЁТОВ → Образование ДОШКОЛЬНИКОВ → Сложение (старш.гр.)
[2] ДО и ПОСЛЕ открытого урока → Учительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…
__________________________________________________________________
Из научного архива В.М.Букатова // Материалы проекта: «Системная модернизация образования как фактор социального развития села»
Что получится, если сложить воду с сахаром, а крахмал с йодом? Письмо-отчет воспитательницы Светланы Николаевны (С.Н.) о посещении «открытого занятия» по математике в детском садике соседнего района и ответные реплики-комментарии научного руководителя Вячеслава Михайловича (В.М.) . Спешу поделиться впечатлениями об открытом занятии в старшей группе д/с «Солнышко» (воспитатель Полина Николаевна, п. Усть-Абакан). Математика. Тема «Сложение». Началось занятие с объединения в пары — по цвету кругов. Дети объединились без затруднений. Затем каждая пара должна выбрать предметы, лежащие на столе (вода, сахар, краски, проволока, пластилин) и объяснить, что будет, если их сложить, соединить, смешать, добавить.
Две пары прокомментировали свои действия так: — Мы добавили сахар, вода стала сладкой. — Мы взяли пластилина два маленьких кусочка, а получили один большой кусок. В соседней паре мальчики соединяли-крутили проволоку. Каждый сам себе. С красками возились две девочки. И работали и объясняли поврозь. Одна: «Я смешала синюю и желтую краску, получила зеленую»; Другая: «Я смешала красную и желтую, получила оранжевую». Схитрила пара, которая переливала воду в емкость. Выполняла только девочка, а сказала: «Один стакан я перелила, а другой — Максим». (См.: 1. Репл.-комм.) Дети оживились, когда воспитатель предложила попробовать крахмал на ощупь. Он был насыпан в блюдце. Брать стали все одновременно, стоя вокруг стола: — У меня, как мурашки. — А у меня мука… Возможность поговорить появилась у детей, когда воспитатель спросила: «А зачем здесь стоит йод?» Вопрос «Если капнуть немного йода на крахмал, как вы думаете, что будет?» вызвал у детей замешательство. Воспитатель капает йод, крахмал синеет. Дети в восторге — удивление новому открытию. (См.: 2. Репл.-комм.) Затем воспитатель дает детям шкатулку и предлагает положить в нее разные предметы со стола (камушки, бусы, фантики и т.д.). — Что у вас получилось? Ответы детей: чепуха, бардак, беспорядок, непонятно что. И я удивилась, что дети не сказали: «Это чудесный мешочек» или «Коробка с интересными вещами». Они сразу стали называть полученное «взрослыми» словами. (См.: 3. Репл.-комм.) Воспитатель показывает картинку. Дети сочиняют задачу (историю) и в парах за столами записывают цифрами, затем рассказывают всем. Например, «Были в море 8 рыб. Приплыла еще одна рыба. Стало 9. А записали мы ее так: 8 + 1 = 9». Одна из пар придумала историю, но записать смогла только «3 + 3 = …» (забыли, как пишется цифра 6). Хотя все пары рассказывали истории и показывали записи всем, помощи эта «несчастливая» пара не попросила ни у кого. Воспитатель сказала: «Вы не записали? Потом запишете». (См.: 4. Репл.-комм.) Так как Полина Георгиевна совсем недавно стала использовать социо-игровые подходы, то работа в компании не получилась. Дети не прочувствовали себя как одно целое и не дали своим компаниям названия, не выбрали условные знаки готовности, не нашли себе рабочее место. (См.: 5. Репл.-комм.)
.
|
|
Ответные реплики-комментарии научного руководителя Вячеслава Михайловича (В.М.)
. ___Светлана Николаевна, спасибо, что, побывав на открытом уроке, вы спешите поделиться своими впечатлениями. Это правильно. ___А хозяйка, у которой на занятии вам удалось побывать — просто молодец, что уходит от банальных ходов (не знаю, по какой программе в «Солнышке» ведутся занятия в старшей группе, но программа — явно стóящая). ___Сложение сахара с водой и получение сладкой воды, на первый взгляд, никак не связано с программой по математике в детском саду. А это уже неожиданно и хотя бы тем самым хорошо. А уж для «открытого»-то занятия и тем более! Вячеслав Букатов . 1. Реплика-комментарий В.М.: О зоркости 2. Реплика-комментарий В.М.: О загадочности 3. Реплика-комментарий В.М.: О дидактическом потенциале бытовых образов 4. Реплика-комментарий В.М.: О выдержке 5. Реплика-комментарий В.М.: Всему своё место . . . . .. .
. |