Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

ФОТОЭФФЕКТ в 11 “Б”

Разбор ПОЛЁТОВФизика ФОТОЭФФЕКТ в 11 “Б”

11 кл. Тема «Фотоэффект» / Письмо-отчет учительницы Е.Г. (март) и ответное послание с комментариями, разъяснениями и пожеланиями научного руководителя, доктора педагогических наук, профессора МПСИ Вячеслава БУКАТОВА Провести урок в игровой форме на уроке физики, да еще в 11 классе, — звучит очень сомнительно. Я даже не представляла, каким образом можно провести урок по достаточно сложной теме в физике «Фотоэффект» в новой и необычной форме.

Урок был первым в данной теме — урок объяснения нового материала. Подготовка к уроку  предполагала изготовление раздаточного материала: небольшая часть нового параграфа, отпечатанная крупным шрифтом; на другом листе — тот же текст, но частично (на одних листочках по левому, на других — по правому полю) отсутствующий. Также потребуются чистые листки бумаги обычного размера по числу команд и небольшого размера по числу учащихся.

Урок начался с приветствия учащихся и объявления им, что сегодня будет не совсем обычный урок (см.комм.1). Я предложила им выйти к доске и по количеству хлопков составить круг из такого же количества детей. Когда после нескольких объединений в кружки учащиеся распределились без остатка,  я предложила кружкам образовать команды. Получились три команды по четыре человека (см.комм.2).

Первое задание для команд — подсчитать количество точек в предложенном тексте. Команда, подсчитавшая точки, вставала, и представитель команды выходил к доске и прописывал количество точек  под номером своей команды. Когда цифры были прописаны у всех команд, они менялись местами (по часовой или против часовой стрелки, либо каким-то другим способом). Теперь команды все в том же тексте, но лежавшем на столе у соседей, просчитывали запятые. Когда команда вставала, то её представитель выходил к доске и ставил напротив номера своей команды число найденных запятых (см.комм.3).

После нового пересаживания командам предлагалось следующее задание — подсчитать количество слов, имеющих букву «ф». Готовность команды — все участники стоят, представитель записывает на доске количество слов. Проверкой и подсчетом  точек, слов преподавателю самому заниматься не надо — «я верю, доверяю вам» (см.комм.4).

После двух заданий тексты у команд забираются, и на чистых листах бумаги надо записать как можно большее количество глаголов, которые встречались  в тексте (см.комм.5). Готовность команды — команда стоит. Когда все встанут — команды меняются местами. Следующий этап — проверка глаголов у предыдущей команды, но уже с полным текстом, который учитель раздаёт по группам. После проверки команды встают,  представитель на доске пишет количество правильно записанных глаголов у проверенной команды (см.комм.6).

Эти три этапа подготавливают учащихся к следующей работе — работе с текстом, который они уже несколько раз прочитали формально, не задумываясь о содержании.

Учитель собирает тексты и листочки у команд. Раздается частично написанный текст. Ставиться задача: за четыре минуты восстановить текст. Через четыре минуты команды встают, пересаживаются и проверяют работу предыдущей команды с полным текстом, оценивая работу по 10-балльной шкале. Количество проставленных баллов пишется на доске в графе проверенной команды.

Учащиеся с нескрываемым интересом работали над предложенными заданиями, теряясь в догадках, «а что же будет дальше» (см.комм.7).А дальше учащимся было предложено  очень  внимательно прочитать текст (см.комм.8) и за пять минут на ма-а-аленьком листочке бумаги сделать шпаргалку для себя по этому параграфу.

Когда шпаргалки были написаны, их сложили в одну коробочку (шапку, мешочек). К доске вызывался представитель команды, ему задавался вопрос по параграфу, он же должен был ответить на него с помощью шпаргалки, вытащенной им из коробочки. Прочитав шпаргалку и ответив (не ответив) на вопрос, он оценивал шпаргалку и ее автора — на сколько баллов помогла шпаргалка. Если есть время, то можно по желанию пригласить отвечать на вопросы. Все учащиеся жаждали вытащить шпаргалку и попытаться ответить на вопрос, а заодно поучаствовать в выставлении оценок за шпаргалки (см.комм.9).

Домашним заданием было составление опорного конспекта по параграфу.

В конце урока я поблагодарила всех учащихся за активную работу. Команде, у которой было больше всех баллов, была поставлена оценка «отлично», остальным независимо от количества баллов «хорошо». Оценки, поставленные за шпаргалки, также выставлялись  в журнал.

После урока учащиеся с восторгом вспоминали шпаргалки. Подсчет точек, восстановление части текста, некоторые наизусть декламировали определение фотоэффекта, хотя учить его не предлагалось.

Урок был проведен с энтузиазмом, учащимся очень понравился. В начале урока в группах были дети, которые не сразу приняли новую форму урока и сперва наблюдали за происходящим отстраненно. Но после второго этапа невольно начали подсчитывать слова. Потом вспоминать глаголы. К концу урока все учащиеся были задействованы.

Трудность, с которой я сталкиваюсь как учитель физики, — очень сложно подобрать форму игры на уроке, особенно в старших классах. А повторять одно и то же не хочется — неинтересно (см.комм.10).

На следующий урок ребята пришли подготовленными практически все, даже те, для кого подготовка домашнего задания считалась героическим подвигом.

Март — Е.Г.

Ответное послание  В.Б.

Уважаемая Е.Г., спасибо большое за ваше замечательное письмо. Я его читал взахлеб, с упоением и восторгом.

Надо сказать, что много учителей прошло через семинары, которые я обычно веду с Александрой Петровной Ершовой. Но пожалуй, что учителей, которые читали наши книги или хотя бы какие-то статьи, побольше. А в своих статьях и на семинарах мы обычно предлагаем, что если кто-то какое-нибудь из наших упражнений на своем уроке попробует и у него что-то получится (или даже что-то не очень хорошо получится), то нам написать. И им будет полезно, и нам приятно.

Но, надо сказать, только единицы присылают (правда, не только из школ, которые объявлены нашими экспериментальными площадками). Так что каждое такое письмо для нас как премия за многолетний труд. И, конечно, мы стараемся эти письма со своими к ним комментариями пускать в дело. То есть по возможности использовать либо в статьях, либо в наших книжках. С надеждой: вдруг да кому-то пригодится. Вдруг, например, ваш рассказ сможет для какого-то из читателей приоткрыть очередную потайную дверку в кладовую собственных находок, в кладовую собственного профессионализма.

Ну а теперь приступим к комментированию. Пойдем по порядку тем, изложенных в вашем письме-отчете. /См. файлы с комм.:1-10/

Разбор ПОЛЁТОВФизика ФОТОЭФФЕКТ в 11 “Б”

Комм.02: ОБЩИЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ

Чтобы в «КОЛЕЧКАХ»  все хорошенько запутались

 

 

 

Комм.03: ДВОЙНОЕ ДНО

Разблокировка понимания
Обыкновенное чудо
Ошеломляющее мнение
Искрометный бриллиант
Невольное втягивание

Комм.07: УЙТИ В ТЕНЬ
Инти-инти-интерес и подлинная коммуникативность
Интригующая цифирь
Цепная реакция

Комм.09: КАК ПРИДУМАТЬ КАВЕРЗНЫЙ ВОПРОС
Режиссура вопросов и ученических углублений
На свой страх и риск

Комм.10: О ПОНИТИЙНОСТИ И… РИМСКОЙ ВОИНСТВЕННОСТИ
Почему греки обходились без «понимания»
Три совета по обеспечению новизны

1 comment to ФОТОЭФФЕКТ в 11 “Б”

  • Екатерина

    Обязательно попробую со своим 11 классом. Особенно, думаю, будет интересно со шпаргалками.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика