меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

«Драмогерменевтическая бабочка» на уроке обществознания (8кл.)

Сам себе РЕЖИССЁРИСТОРИЯ

[2] Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАТаблица-БАБОЧКА социо-игровой «режиссуры урока» и ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКА

_____________________________________________________________________

«Драмогерменевтическая бабочка» на уроке обществознания (8кл.)

Учитель истории Трухина Наталья Васильевна (Московская обл., Серпуховский район, пос. Оболенск, МОУ «Оболенская СОШ»). Урок обществознания в 8 б классе (24 ученика). Тема урока «Человек в мире экономических отношений»

___Я расскажу о своих «поисках» в преподавании темы: «Человек в мире экономических отношений» (по аббревиатуре «ЧВМЭО»). Тема несложная, но ученикам надо понять и запомнить 10 определений приведенных в параграфе, которые используются в дальнейшем изучении предмета.

___Класс большой, 24 человека, а определений много и они для детей довольно скучные: экономика, капитал, информация, деньги, рынок, конкуренция, спрос, предложение, цена, предприниматель. Решила на практике применить то, чему научилась, вникая в  таблицу «Драмогерменевтическая бабочка».

___После приветствия детей, предложила им, на спор, сесть со своими стульями в круг за 15 секунд. Но сесть так тихо, что бы я, выйдя за дверь класса, их совсем не услышала(!). Вышла. Постояла. Тишина! Вхожу — сидят в кругу(!). И все уж такие счастливые — учительницу обыграли!

___Для объединения в восьмёрки я выбрала приём «Японская машинка». Объясняя приём, предложила рассчитаться по порядку номеров, а затем рассчитались этим приемом от одного до трёх и объединились в группы.

___Самый «высокий»  начиная с самого «маленького» по считалочке выбирает «ходока». И далее начинаем изучать новый материал: начальный этап «герменевтической процедуры» — блуждание по страницам учебника. «Ходоки» получают Задание 1: сосчитать и написать на доске число абзацев в тексте параграфа.

___Задание 2 — сколько черточек там же (пока все результаты сходятся с первого раза).

___Задание 3 — сколько в тексте параграфа слов с большой буквы? С первого раза не получилось. Тогда все команды отправили посыльных в соседние группы (по одному) проверять счёт, а пятый по списку и «ходок» остались «дома».

___Задание 4 (выполняется новыми составами  рабочих групп) — найти самое длинное слово.

___Потом ученики, у кого была самая длинная форма его полного имени, перешли в другую команду по часовой стрелке.

___ Задание 5 (на скорость) — какое слово чаще всего встречается в тексте?

___ Задание 4 и 5 получали новые «ходоки» — самый высокий (4) и самый длинноволосый (5).

___ Следующий этап «герменевтической процедуры» — обживание текста. «Ходоки» получают задание: за 1 минуту найти в классной комнате и в тексте учебника «похожести», то есть то, что имеет одно и тоже: или название, или значение.

___ С помощью «волшебной палочки» каждая команда назвала найденные «похожести». Их нашлось порядочно: и труд, и информация, и золото, и деньги, и серебро, и предложение, и конкуренция…

___А теперь мнемонический пируэт «герменевтической процедуры». Все закрыли учебники, и стоя, записали по памяти слова, связанные с экономикой и выделенные в тексте особым шрифтом. Писали на листочке, общими усилиями, кто что запомнил.

___Ровно через минуту все команды по часовой стрелке перешли в другую команду, дописали другой команде слова свои (или запомнили слова, найденными ими). Через десять секунд опять перешли в другую команду и через десять секунд, вернувшись на своё место, дополнили свой список слов.

___Теперь самое сложное задание (на личное понимание!) — объяснить каждое из написанных на листочке слово. То есть всем в команде разобраться, что оно означает и составить к каждому слову текст со своим определением. В случае затруднения можно было послать к соседям разведчика, а если и те не знают — написать слово на доске. (Но на доске слов не появилось. Все справились и сами.)

___Проверку командных объяснений начали с той восьмёрки, которая первой смогла дружно хлопнуть в ладоши. Но свои объяснения прочитать успела только она — прозвенел звонок.

___Не успевшим было обидно. Но всё равно урок всем понравился. А объяснения свои они продолжали показывать весь оставшийся день.

___Конечно, конец урока не получился таким, как было задумано. Следующий раз я это учту, и зачитывание объяснений-понятий буду делать по одному от каждой команды. И на каком бы месте этой очереди не зазвенел бы звонок, все команды успеют другим прочитать хотя бы часть из того, что они так старательно приготовили.

___С уважением

Трухина Н.В.

.

Сам себе РЕЖИССЁРИСТОРИЯ

[2] Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАТаблица-БАБОЧКА социо-игровой «режиссуры урока» и ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКА

о

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приеме, и он оказался полезен для вашей «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом  (без каких-то особых прикрас), что получилось, а что нет…

.


2 comments to «Драмогерменевтическая бабочка» на уроке обществознания (8кл.)

  • Татьяна

    Уважаемая Наталья Васильевна! Я уже более 33 лет преподаю историю и не скажу, что часто, но использую некоторые из похожих приёмов. Не знала, что они так называются.
    Ваш урок мне очень понравился. Возьму на заметку. Казакова Т.Н.

  • Уважаемая Наталья Васильевна!
    Спасибо за урок. Много слышала о драмогерменевтике, но не приходилось знакомиться с «живым» конспектом урока. Обязательно возьму на заметку.
    Имбер Ж.Б.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика