Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

«Введение в химию» по эстафете (2-5 кл)

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистике «Введение в химию» по эстафете (2-5 кл)

___________________________________________

«Введение в химию»
по эстафете
(2-5 кл)

Рассказ Елены Тимофеевой

с  репликами-комментариями Вячеслава Букатова

I реплика-комментарий По поводу детских «разборок» на занятиях
II реплика-комментарий
О вариантах в задании «Построиться по алфавиту»
III реплика-комментарий
О вариантах  в заданиях с  «разрезанным текстом»
IV реплика-комментарий
О перестраховке и учительском авторитаризме
V реплика-комментарий
О социо-игровой подноготной «Загадок в цифрах»

«…И дети часто ударялись об углы столов!»Рассказ Елены Тимофеевой (аспирантки 1 года обучения факультета почвоведения МГУ) о социо-игровых технологиях обучения  на занятиях для 2-5 кл (10 человек) по курсу «Введение в химию»

Являясь педагогом дополнительного образования сектора химии в Доме научно-технического творчества молодежи, я ве­ду курс «Введение в химию» для детей 2-5 класса (в группе 10 чело­век). Познакомившись с «режиссурой урока» В.М.Букатова, я смогла и на своих занятиях применить ряд социо-игровых приемов, польза от которых, как я и ожидала, оказалась заметной.

Эстафеты. Например, для повторения правил техники безопасности группе детям был пред­ложен конкурс: по эстафете называть правила техники безопасности по поведению в кабинете химии — кто больше?

По условию победителю (в результате их оказалось двое) предоставлялось право сливать все пробирки, которые были в штативе на столе у преподавателя. У всех детей огромное жела­ние сливать, что попало, поэтому подобные призы встречались «на ура».

А ещё по эстафете я несколько раз проводила блиц-повторение. Каж­дому ученику нужно было, выходя к доске друг за другом по одному, написать (не повторяясь) любое слово из пройденного материа­ла (химическая посуда, процессы, явления и т.д.). Таким образом, все вспомнили, чем они занимались на прошлом занятии.

Один раз во время эстафеты-повторения один мальчик написал три слова вместо одного. Тот, что вышел за ним, сказал, что нужно только по одному слову писать, и стер с доски два “лишних” слова. Предыдущий выскочил и стал кричать — зачем тот стер его слова. И завязалась драка! Я была в недоумении (до этого такого никогда не было). Уж никак не думала, что повторение может восприниматься так эмоционально. (См. I реплику-комментарий.)

Деление на группы стараюсь делать как можно чаще. И всегда сочетать его с двигательной активностью детей. Например, все дети из-за столов выходят к доске, где уже и происходит само деление на группы.

Один из вариантов, который использовался на занятиях, был таким: ребята располагались в алфавитном порядке первой буквы своего имени (не фамилии-отчества, т.к. многие ходят с братом-сестрой на занятия). Затем объединялись с соседями в рабочие тройки, среди которых могла быть и двойка, если было мало че­ловек. (См. II реплику-комментарий.)

Разрезанный текст. Этот универсальный прием В.М. лично посоветовал мне использовать на своих занятиях с детьми. В моём варианте он стал заданием «Собери рецепт».

Каждой рабочей группке давался рецепт химического «превращения» (четкая ин­струкция по проведению опытов). Все экземпляры после того, как они были на­печатаны, я предварительно разрезала на несколько косоугольных частей. Детям предлагалось, собрав из фрагментов целое, наклеить его на отдельном листе бумаги так, чтобы рецептом было удобно пользоваться.

После того, как склеенная инструкция была мне предъявлена, группке выдавался штатив с ре­активами. И она приступала к выполнению инструкции. В которой последним пунктом было: Нарисовать цветными фломастерами плакат, рассказывающий о  реакции, и повесить этот плакат на доску (а рядом  на столе преподавателя  выставить  полученные результаты реакции).

В такой социо-игровой упаковке проведение опытов выполнялось детьми с особым удовольствием.

Отмечу, что «Собери рецепт» я использую в разных модификациях. И когда группам даются одинаковые задания, и когда разные. Был и такой вариант, когда каждой рабочей группке предлагалось насколько одинаковых наборов разрезанных текстов по проведению реакций. Каждая тройка собирает тексты с разной скоростью. Поэтому кто-то успевал провести пять реакций, а кто только два.

Приведу примеры заданий, использованных в «Собери рецепт»:

а). Возьмите пробирку с голубым раствором, аккуратно перелейте половину ее содержимого в пустую пробирку. Прилейте  и к одной, и к другой пробирке с голубым раствором прозрачный раствор из пробирки № 1. После того, как реакция закончится, в одну из пробирок

(в любую одну) прилейте прозрачный раствор из пробирки № 2. Зарисуйте на плакате, опишите и продемонстрируйте всем у доски проведенные реакции. б). Возьмите пробирку №1 с прозрачным раствором, аккуратно (!) перелейте половину ее содержимого в пустую пробирку. Прилейте медленно (!) одну из пробирок с прозрачным раствором к белому порошку. После того, как первая реакция закончится, возьмите другую пробирку с прозрачным раствором и прилейте ее к прозрачному

раствору из пробирки № 2. Зарисуйте в тетради, опишите и продемонстрируйте всем у доски проведенные реакции. (См. III реплику-комментарий.) Одну из вариаций «разрезанного текста» мы использовали для обживания детьми таблицы Менделеева.  Сначала задание: запомнить поря­док расположения столбиков. Все группки 2 минуты у доски рассматривали таблицу. Далее каждая группа получила разрезанную на столбцы таблицу, которую нужно было собрать по памяти (таблица на это время завешивалась). Потом правильность рас­положения столбцов (то есть качество «сборки») проверялось другой группой (все команды менялись местами).

Когда команды возвращались к своим вариантам, то они «проверяли проверяющих». Для этого на доске открывался оригинал…

Интерес и многократное проползание — туда-сюда — «глазами» по загадочной таблице  было обеспечено.

«Волшебная палочка». Напротив нашего кабинета стоит стенд с минералами. На одном из занятий «волшебная палочка» была связана с ними. Тема занятия была связана с минералами. И после рассказа преподавателя каждой тройке нужно было, выйти в коридор и отыскать на стенде те минералы, про которые преподаватель ещё не рассказывал.

Вернувшись в кабинет, каждая тройка по очереди должна была дружно называть какой-нибудь минерал (полезное ископаемое). Если название верное — «волшебная палочка» по эстафете передается следующей тройке. Верное название минерала или нет — решает та группка, которая принимает «волшебную палочку» (Реплика В.Б.: добавлю, если тройка ошиблась, то в наказание она выбывает из эстафеты  «на скамью штрафников» — В.Б.)

Играли мы 3 круга. То есть до тех пор, пока не кончились назва­ния минералов, выставленных в шкафу.

Сценки-загадки.  Этот игровой приём очень помог при знакомстве с элементами таблицы Менделеева.

Задание: каждой тройке без слов изобразить элемент из таблицы Менделеева (предста­вить сценку). Название некоторых элементов было за­ранее распечатано на карточках. Посыльный вытягивал карточку, из которой группка узнавала, какой элемен­т им надо изобразить (т.е. не сами загадывали элемент, чтобы и несложно было бы изобразить, и чтобы учитель знал, что они пытаются показать). (См. IV реплику-комментарий.)

Жонглирование. Как и на занятии В.М.Букатова, жонглировали мы картошкой. Каждой тройке давалось 4 картофелины и карточка с терминами и правила­ми (карточки были разными и вытягивались посыльными).

Во время синхронного перекидывания картофелин дружным хором произносилось правило (двое жонглируют, третий «суфлирует»). Задание оказалось достаточно травматичным! Из-за недостатка места в классе, когда картошка пада­ла, приходилось ее искать. И дети часто ударялись об углы столов (которые прочно зафиксированы). После выполнения этого задания картошку на­тёрли на тёрке. Потом, отжав, провели качественную реакцию на крахмал.

На других занятиях мне пришлось возврвщаться к жонглированию картошкой. И как не странно, по просьбе самих ушибленных школьников (им оказывается было не больно, а просто весело!).

Приведу пари примеров определений, произносимых во время жонглирования:

Атом — это наименьшая частица химического элемента, входящая в состав веществ.

Фильтр — это пористый материал, пропускающий жидкость и задерживающий твердое вещество.

Для младших школьников (а старших у меня нет) подобные определения достаточно сложны, но благодаря жонглированию они произносились/запоминались с лёгкостью. К тому же, если юные химики помимо знаний будут  и ловкими, и хваткими, и проворными, то это только поможет им в научно-исследовательской деятельности. Например, проводить сложные опыты. Или, хотя бы, аккуратно обращаться лабораторной посудой…

Загадки в цифрах. Каждому предлагалось загадать свое слово из пройденного ма­териала (химическая посуда, приборы, химические процессы, явления и т.д.). Количество букв в загаданном слове изображалось на доске. Потом все группы пытались последовательно отгадать загаданные слова.

К удивлению, дети очень быстро вместо этого задания предложили по­играть в «Поле чудес».  Слова загадывали также из пройденного мате­риала. (См. V реплику-комментарий.)

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

I реплика-комментарий

По поводу детских «разборок» на занятиях

.

.

II реплика-комментарий

О вариантах в задании «Построиться по алфавиту»

.

.

III реплика-комментарий

О вариантах  в заданиях с  «разрезанным текстом»

.

.

IV реплика-комментарий

О перестраховке и учительском авторитаризме

.

.

V реплика-комментарий

О социо-игровой подноготной «Загадок в цифрах»


Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистике «Введение в химию» по эстафете (2-5 кл)

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика