меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Викторина «Счастливый случай» (8кл)

Разбор ПОЛЁТОВЛитература Викторина «Счастливый случай» (8кл) ____________________________________________________

Викторина в жанре телеигры «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» (8кл)

Письмо учительницы литературы
и ответные комментарии
доктора педагогических наук
В.М.Букатова

. От Жуковой Л.В.

Ленинградская область, Тихвинский район, д. Коськово

Уважаемая редакция!

Только в этом году я, учитель Коськовской сельской школы Тихвинского района Ленинградской области Жукова Л. В. получила возможность ознакомиться с вашей газетой. Читаю её с удовольствием. Мне очень хочется (если это возможно) включиться в разговор о социо-игровой методике обучения. На протяжении нескольких лет я разрабатываю тему «Игровые уроки и игровые моменты на уроках русского языка и литературы». Работаю на свой страх и риск. Что-то получается, но очень хочется услышать мнение специалистов по этому поводу. К сожалению, только из вашей газеты я узнала о книгах А.Ершовой и В.Букатова. Хотя в нашей глубинке с методической литературой всегда были проблемы, постараюсь приобрести эти книги. Помогите, подскажитe, как стать участником эксперимента. Ведь в маленькой сельской школе мы часто «варимся в собственном соку» и трудно объективно оценить свои результаты. Хочется услышать мнение специалистов. Многие обобщающие уроки строю по принципу телевизионных игр «Звёздный час». «Счастливый случай» и т.п. (см. Реплику-комментарий 1 и 3). Такие игры помогают чувствовать себя на уроке достойными соперниками и сильных учащихся, и тех, кто не силён в учёбе. Ведь не секрет, что некоторые дети с неохотой ходят на уроки вообще и на мои уроки в частности. А играть, конечно, любит каждый ребёнок. Для примера хочу привести урок-игру по принципу телеигры «Счастливый случай», это заключительный урок литературы в 8 классе.

___________________

.

Предварительная подготовка. Приготовить табло, карточки информационные и сигнальные (для каждого участника с цифрами от 0 до 5), вырезать звёздочки для подсчёта результатов.

Перед уроком делю детей на 2 команды: «дети» и «родители» (ученикам можно самим разбиться на пары). Рассаживаю (см. Реплику-комментарий 1) – впереди садятся дети, а сзади их родители. Объясняю правила игры: на табло 4 или 5 вариантов ответа. Когда позвучит вопрос, нужно сигнальной карточкой  показать номер предполагаемого ответа. За правильный ответ выдаётся звёздочка (см. Реплику-комментарий 2). Если «родитель» тоже ответил правильно, выдаётся дополнительная звезда. Побеждает пара, набравшая большее количество звёздочек (ставлю пятерку; остальным по убывающей, но без неудовлетворительных оценок). (См. Реплику-комментарий 3)

I тур. На табло карточки: 1) Пушкин. 2) Лермонтов. 3) Есенин. 4) Тютчев. Задания: 1. Кто является автором данного отрывка?

Ты видишь на груди моей
Следы глубокие когтей;
Ещё они не заросли
И не закрылись; но земли
Сырой покров их освежит
И смерть навеки заживит.
О них тогда я позабыл,
И, вновь собрав остаток сил,
Побрёл я в глубине лесной.
Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной.

(Дети должны показать карточку с цифрой «2»)

2. О ком из авторов говорили, что не писать он не мог, а, написав стихотворение, терял к нему интерес. Дети подбирали за ним листочки. И уже позже появились в печати стихотворения, собранные в сборник друзьями поэта. («4»)

3. О произведении какого автора идёт речь?

Но просто вам перескажу
Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны
Да нравы нашей старины.
(«1»)

4. Кто автор данного отрывка?

С барышней старой, капризной и знатной,
В скучном салоне сидит приживалка,
Тоже старушка: одета опрятно,
Личико сморщено, кротко и жалко;
Что-то покорное в каждом движенье,
В бледной улыбке застыло терпенье.
К пяльцам нагнувшись седой головою.
Гладью букеты по белому шёлку
Шьёт она молча, привычной рукою,
Словно рисует послушной иголкой.

(Это стихотворение Анны Барыковой «За пяльцами». С ним ребята знакомились на уроке внеклассного чтения. Этого автора нет на табло. Нужно показать карточку с цифрой «0».)
(См. Реплику-комментарий 5(а) и 5(б) )

По окончанию тура подсчитываем количество полученных звёздочек и данные заносим в таблицу на доске.

(См. Реплику-комментарий 4)

II тур. На табло: 1) Тургенев. 2) Толстой. 3) Короленко. 4) Горький. Задания: 1. Автор произведения, в котором одним из главных героев является экзекуция (телесное наказание). («2») 2. Кто автор произведения, о котором идёт речь?

И что же делает наш Ромео (так мы будем называть героя повести, фамилия которого не сообщена нам автором рассказа), явившись на свидание с Джульеттой? Он ей делает выговоры за то, что она его компрометирует! Он робеет, он бессильно отступает от всего, на что нужна широкая решимость и благородный риск.(Чернышевский о повести «Ася» Тургенева)

3. О каком авторе говорит Л. Толстой эти слова?

Мне рассказывали содержание рассказа «Море». Это прекрасно. Сострадание к заключённым, ужас перед жестокостью заключающих, и взято из середины (из сердца), как всякое поэтическое истинное произведение. («3»)

4. Кто автор произведения, из которого взят отрывок?

Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным ребёнком явилось на свет тёмное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы. Может быть. впрочем, что это был и действительный бред. Как бы то ни было, ребёнок родился слепым. («3»)

III тур. На табло: 1) «Парадокс». 2) «Телеграмма». 3) «После бала». 4) «Зелёная лампа». 5) «Ася». Задание: вам будут прочитаны описания персонажей. Героями каких произведений они являются?

1. «Голова его была большая, лицо бледное, с подвижными, острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами. Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бородой. А руки я напрасно разыскивал испуганными глазами, которые. вероятно, были открыты так же широко, как и у моего брата». («1» + дополнительная звезда тому, кто назовёт имя персонажа)

2. «Она улыбнулась и немного спустя уже сама заговорила со мной. Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновенье она не сидела смирно; вставала. убегала в дом и прибегала снова, напевала в полголоса, часто смеялась и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову». («5») (См. Реплику-комментарий 6(а) и 6(б))

3. «Был я в то время студентом в провинциальном университете. Не знаю, хорошо или дурно, но не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков. никаких теорий, а были мы просто молоды и жили. как свойственно молодости: учились и веселились. Был я очень весёлый и бойкий малый, да ещё и богатый. Главное же моё удовольствие составляли вечера и балы. Танцевал я хорошо и был не безобразен». («3»)

4. «Нe далее как в пяти шагах, свернувшись, подобрав одну ножку и вытянув другую, лежала головой на уютно подвёрнутых руках утомившаяся девушка. Её волосы сдвинулись в беспорядке, у шеи расстегнулась пуговица, открыв белую ямку; раскинувшаяся юбки, обнажила колени; ресницы спали на щеке. В тени нежною выпуклого виска, полузакрытого тёмной прядью; мизинец правой руки, бывшей под головой, пригибался к затылку». («0»)

5. «Больница для бедных огласилась дикими воплями: кричал от страшной боли только что привезённый старик, грязный, скверно одетый, с истощённым лицом. Он сломал ногу, оступившись на чёрной лестнице тёмного притона. 11острадавшего отнесли в хирургическое отделение…» («4»)

Подведение итогов.

IV тур. На табло: 1) жанр. 2) композиция. 3) рассказ. 4) повесть. 5) тема. В пятом туре повторим теорию: 1. Каким термином закончить фразу:

Роман, повесть, рассказ, очерк — это произведения эпического повествовательного  _ _ _ _ _. («1»)

2. Назовите жанр произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». («4») (См. Реплику-комментарий 8)

3. Назовите жанр произведения Н. В. Гоголя «Ревизор». («0»)

4. Закончите определение: построение произведения, расположение его основных частей в определённом порядке называется… («2»)

Подведение итогов. .

PS. Если остаётся время, то можно предложить  ребятам (чтобы заработать дополнительные звездочки) за 1 минуту составить новые слова из слова «литература». Можно наградить за самое длинное новое слово или за большее количество получившихся слов и т.п. (См. Реплику-комментарий 7) .

О премудростях социо-игрового стиля Универсальные приемы для групповой работы с учебными текстами на школьном уроке

Ответное письмо доктора педагогических наук Вячеслава Букатова Здравствуйте, уважаемая Л.В. Спасибо за письмо, за доверие, за Ваше стремление вести уроки так, чтобы сельским ученикам на уроках не было бы скучно. Ведь, когда ученики не просто заняты учебным трудом, а захвачены им, то есть выполняют его с увлечением, то качество образования, конечно, существенно повышается. Теперь о Вашем стремлении присоединиться к социо-игровым поискам. Жалко конечно, что у Вас пока еще нет возможности своими руками полистать книжки, сборники, методички по социо-игровой педагогике. Но думаю, теперь это преодолимо, например, благодаря Интернету, с помощью которого можно знакомиться с материалами сайта ОТКРЫТЫЙ УРОК//openlesson.ru .

Собственная интуиция

Сложновато в одном письме перечислить не то что все, а хотя бы основные премудрости социо-игровой педагогики. Но главную назову. Это опора на собственную интуицию. Интуиция есть у каждого человека. У каждого учителя. В том числе, и у Вас. И именно личная интуиция лучше всего подскажет Вам правильные ходы, которые, быть может, и окажутся самыми что ни на есть социо-игровыми. А для активизации интуиции мы постоянно в своих методичках напоминаем учителям о необходимости почаще вспоминать свое собственное детство, собственный опыт участия в различных играх — и дворовых, и комнатных, и командных, и индивидуальных. Именно обращение к собственному игровому опыту позволяет учителям сочинять чудесные дидактические ходы и приемы. Сочинять, что называется, из воздуха.

Прятать дидактику

А еще мы постоянно напоминаем учителям о том, что во время урока необходимо как можно тщательнее прятать дидактику, убирая ее «с глаз долой». Например, ординарную проверку учителем очередного задания («правильно/неправильно») почаще заменять на выяснение каждым учеником «интересно или нет моим соседям мое мнение». А это уже совсем другая позиция. Она связана с ученическим творчеством. Попробую Вам это проиллюстрировать в своих нижеследующих репликах-комментариях. Но прежде подчеркну, что в социо-игровом стиле очень важное значение отводится движению учеников (сидеть как можно меньше, чаще менять мизансцены, двигаясь по любому поводу) и различным игровым ограничениям (например, ограничить время выполнения задания или его исходный объём).

Перечень реплик-комментариев

Реплика-комментарий 1

О роли ведущего в телеиграх и в социо-игровой педагогике
Азы физиологии

Реплика-комментарий 2

Вдоволь наошибаться

Реплика-комментарий 3

Бескорыстное любопытство

Реплика-комментарий 4

Командные гнездышки Безжалостное СТОП
Познавательный ажиотаж
Парадоксы углубления

Реплика-комментарий 5(а)

Вписать антонимы
Вариативность и сравниваемость

Реплика-комментарий 5(б)

Прозаический винегрет

Реплика-комментарий 6(а)

Грамматические характеристики

Реплика-комментарий 6(б)

Собрание сочинений

Реплика-комментарий 7

Иллюзорность опасений

Реплика-комментарий 8

Инвентаризация учительских знаний
Роман или повесть?

Вячеслав Букатов

.

___С конца ХХ века вплоть до середины первого десятилетия нынешнего века всем бедам назло выходила весьма симпатичная газетка «СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА со всех сторон». Время от времени в ней печатались материалы В.Букатова и А.Ершовай по социо-игровой педагогике. Незадолго до закрытия газеты в редакционной почте оказалось вот какое письмо от Л.В. Жуковой, сельской учительницы из д. Коськово Тихвинского района Ленинградской области.

___В письме излагался учительский опыт конструирования игровых приемов обучения и высказывалось желание услышать мнение специалиста по этому поводу (что и было выполнено, правда на страницах уже другой педагогической газеты — «Первое сентября», — в которой В.Букатов вел раздел «Режиссура урока»; см. №12/2005). Трудно не согласиться с утверждением, что многие методики предлагают учителям использовать на уроке те или иные игровые приемы. Да вот беда: как только учителя эти самые игровые приемы своими благими дидактическими целями нагрузят, так приемы перестают быть игровыми. А урок (хоть во всех отчетах он и будет фигурировать как «игровой») для учеников оказывается все таким же беспросветно скучным и долгим. И наоборот, различными развлекательными моментами можно так свой урок пересолить, что от обучения по сути дела ничего не останется.

___Так как же связать игру с учебной темой, чтобы ни игра, ни обучение не пострадали? Ответу на этот вопрос и будут посвящены комментарии В.М.Букатова, возникшие по просьбе сельской учительницы. .

.

О роли ведущего в телеиграх и в социо-игровой педагогике
Азы физиологии . . . . .
Вдоволь наошибаться
. . . . .
Бескорыстное любопытство . . . . .
Командные гнездышки
Безжалостное СТОП
Познавательный ажиотаж
Парадоксы углубления
. . . . .
Вписать антонимы
Вариативность и сравниваемость . . . . .
Прозаический винегре
т . . . . .
Грамматические характеристики . . . . .
Собрание сочинений
. . . . .
Иллюзорность опасений
. . . . .
Инвентаризация учительских знаний
Роман или повесть?
. . . . .
. .

Разбор ПОЛЁТОВЛитература Викторина «Счастливый случай» (8кл)

. .

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика