меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

«Волшебная палочка»

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу

__________________________________________________________________________

По материалам кн.: В.М. Букатов, А.П. Ершова «Хрестоматия игровых приемов обучения» (серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002)

.

«Волшебная палочка»

.

___«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т. д.) переда­ется в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу.

___Например, передающий называет

на математике: любое число, а принимающий — число на 2 (3, 4) единицы больше (мень­ше);

на русском языке: существительное — прилагательное (глагол) к нему;

на литературе: название сказки, рассказа, повести — одного из персонажей этого произведения;

на химии: вещество — его харак­теристику (органическое-неорганическое, металл-неметалл);

на ис­тории: фамилию исторического деятеля — имя (или страну, или даты жизни).

___Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес».

___Упражнение фиксирует момент диалога: услышал — ответил. Причем никто не знает, что он услышит, хотя проверить правиль­ность ответа может каждый. Быстрота, яркость, неожиданность сло­восочетаний возникает в том случае, если слушающий сразу за сло­вом передающего представляет реальную картину из жизни и, исходя из ее особенностей, дает свой ответ. Например:

СТОЛ — стол с чернильными пятнами___БЕЖИТ — собака бежит,

_______стол со скатертью,                                      ручей бежит,

_______раскладной стол,                                        девочка бежит,

_______обеденный стол;                                         дорога бежит.

___Ребенку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Задание-упражнение «Волшебная палочка» хорошо активизирует этот опыт.

___Задание может иметь много вариантов, каждый из которых в боль­шей или меньшей степени меняет внутренний смысл упражнения.

___Примеры вариантов:

___— при передаче «волшебной палочки» можно договориться об обязательном условии: глядеть друг другу в глаза;

___— говорящему становится видна оценка всеми присутствующими его слов, когда вводится такое условие: если кто-то из присутствую­щих ответил бы точно так же, то они встают;

например, передающий: два плюс три — принимающий: пять (часть детей встает, они соглас­ны);

но с помощью этого условия можно выявлять стереотипы и банальности,

например, передающий: елка — принимающий: зеленая (все, кто ответил бы так же, встают; тут же можно и выяснить, какие бывают на свете елки: новогодние, засохшие, пушистые, в снегу, вы­сокие, с шишками, искусственные и т. д.); или трубочист — черный, мяч — круглый, небо — голубое и т. п.;

___— передающий выбирается (или назначается) один на всех, и тогда палочку каждый отвечающий возвращает ему в руки (если этот вариант использовать для работы всех детей, то он становится наиме­нее социо-игровым, если же все присутствующие разделились на малые группки и в них сами выбирают передающего и сами перевы­бирают его за какую-то оплошность, то тогда и этот вариант может стать жизненно ценным для занятия).

.

См. также в разделе «Теория «режиссуры урока»»/ в блоке «Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр»/ статью В.Букатова «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА школьной дидактики»

Дополнительно см.: §1. О «Знатоках» и других вариантах «Волшебной палочки» [Ответные реплики-комментарии доктора педагогических наук В.М.Букатова к рассказу (конспекту) Р.Н. и О.А. о занятии с детьми  в подготовительной группе   (г.Сыктывкар)]

Проверка домашнего задания с помощью «Видимо-невидимо» и   «Волшебной палочки» (5 кл., русск.яз.)

.

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА на родительском собрании

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика